Маски сорваны – что осталось? События

Маски сорваны – что осталось?

Свердловская музкомедия привезла «Маскарад» на Новую сцену Большого театра

Свердловский театр музыкальной комедии гастролировал в Москве на фестивале «Видеть музыку» с тремя спектаклями. Первый из них – «Маскарад», новое прочтение одноименной пьесы М.Ю. Лермонтова. Композитор Игорь Рогалёв и либреттист Юрий Димитрин даже не стали пытаться работать с полным философских размышлений и радикальных утверждений текстом молодого Лермонтова, а сразу сделали собственное поэтическое изложение сюжета. Из начала XIX века действие перенесено в XX век перед Первой мировой войной. Карточные махинации сменились торговлей на бирже, а над героями, уже не дворянами, а просто богатыми людьми, нависла неумолимо приближающаяся катастрофа. В каком-то смысле такой подход честнее, чем перекраивать под новую концепцию текст, написанный в другую эпоху, с другими моральными ценностями.

Для постановки, разработанной главным режиссером Свердловского театра Ниной Чусовой, была сделана новая редакция либретто силами Дмитрия Константинова и Елены Обыденновой и новая оркестровка, выполненная Юрием Крыловым, который также является дирижером спектакля. Новый «Маскарад» по структуре близок к мюзиклу, хотя и озаглавлен «музыкальная драма», тогда как изначальная версия больше напоминала мистерию и не подходила под задачи Чусовой. В итоге получилась цельная, логично выстроенная история, которая касается того, как человек может изменить всю свою жизнь одним выбором и может ли быть ему прощение.

В общих чертах перед нами «русский Отелло», князь Арбенин, убивший свою жену Нину, подозревая ее в измене с поручиком Звездичем – преступлении, которого Нина не совершала. У Шекспира камнем преткновения стал потерянный платок, у Лермонтова – браслет. Разумеется, герои пьесы далеки от совершенства, особенно сам Арбенин. Для Лермонтова известная фабула стала поводом порассуждать об упадке нравов в обществе, об условности социальных норм и в принципе о моральных дилеммах.

В либретто основные сюжетные линии и характеристики персонажей сохранены, с тем отличием, что вместо Неизвестного Арбенину сообщает об его фатальной ошибке Казарин – некогда обыгранный Арбениным, он отомстил ему спустя семь лет. Учитывая, что весь четвертый акт «Маскарада» Лермонтов ввел только как последнюю попытку умилостивить цензоров и фигура Неизвестного явно выбивается из логики повествования, это изменение сюжету пошло на пользу. Из мелкого жулика Казарин превратился в эдакого Яго российского пошиба, ломающего судьбы Арбенина, Нины и опосредованно Звездича, который в конце концов погибает на войне.

 

Впрочем, если оценивать спектакль как самостоятельную вещь в отрыве от Лермонтова, «Маскарад» стал пиршеством для глаз. Самая подходящая стилистика, с которой можно сравнить богато оформленные декорации и костюмы работы Евгении Швец, – голливудское кино 1940-х. От гостей бала действие переключается на биржевых мошенников, от них – на представление в стиле кабаре, оттуда – на поле битвы. Поражаешься разнообразию представленных образов, которые не конфликтуют друг с другом и не утомляют глаз излишней пестротой. Спектакль насыщен массовыми танцевальными номерами (хореография Ирины Ляховской), которые вплетаются в общее действие. Из них запомнился вальс «Санкт-Петербург», который рефреном проходит сквозь сюжет.

Что более поразительно, музыка не уступает сценографии в роскоши. В тандеме Игоря Рогалёва и Юрия Крылова ожили классические жанры вальса и романсовой песни в сочетании с галопами и околоджазовой музыкой. Оркестровка пестрит смешением, казалось бы, несочетаемых инструментов вроде саксофона и мандолины. Но опять же, все вместе складывается в яркую и убедительную картину. За пультом дирижера Юрий Крылов умело выводит каждое соло инструмента на передний план, держа «под уздой» многочисленные хоровые ансамбли.

В «Маскараде» не так много действующих лиц, но у всех у них непростые роли. У Олега Прохорова получился замечательный Арбенин – на вид утративший интерес к жизни, депрессивный, даже маниакальный, но способный раскаяться в совершенном злодеянии. Идеальную пару с ним составляет Ксения Устьянцева (Нина). Певица не только восхищает слух своими фиоритурами в сольных моментах, но и на сцене демонстрирует слаженный ансамбль с Олегом. Другая пара спектакля – Андрей Опольский (Звездич) и Наталья Пичурина (Эльвира) – имеет меньше сценарного времени, да и образы этих героев упрощены по сравнению с пьесой. Но видно было, что они хорошо подходят друг другу, это особенно проявилось в их заключительном дуэте. У Игоря Ладейщикова (Казарин) была довольно клишированная роль, но он из нее выжал все что мог, перевоплощаясь с вкрадчивых интонаций к торжеству во втором акте.

На фестивале «Видеть музыку» при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив представлен большой выбор спектаклей разных жанров. Добротно поставленный и сыгранный мюзикл, скорее всего, придется подавляющему большинству зрителей по вкусу.

Костюмированный скандал События

Костюмированный скандал

Как Кирилл Серебренников переиначил «Дона Карлоса» Верди

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года

Мефисто-танго События

Мефисто-танго

Первый российский исполнитель «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке снова сыграл знаменитую кантату

Холмы – и никаких равнин События

Холмы – и никаких равнин

Авторский вечер к 75-летию Ефрема Подгайца завершил XX Осенний хоровой фестиваль