Анастасия Юргенсон: Моя цель – продолжать фамильное дело Персона

Анастасия Юргенсон: Моя цель – продолжать фамильное дело

В этом году исполнилось 75 лет со дня рождения Бориса Юргенсона – правнука великого музыкального издателя, основателя Благотворительного «Фонда П.Юргенсона», генерального директора издательства «Композитор». Будучи профессором геолого-минералогических наук, Борис Петрович блестяще продолжил семейное дело, возродив деятельность Петра Юргенсона в наше время. Сегодня Фонд возглавляет праправнучка Петра Юргенсона – актриса Анастасия Юргенсон, которая занимается сохранением культурного наследия Петра Ивановича – устраивает экскурсии и просветительские встречи, а также концерты: один из них, посвященный служению Юргенсонов на благо музыкальному искусству, пройдет в Рахманиновском зале Московской консерватории. В преддверии концерта Надежда Травина (НТ) встретилась с Анастасией Юргенсон (АЮ), чтобы узнать, как обстоят дела с реставрацией старинной усадьбы ее предков и о том, как она сегодня пытается сохранить историю своей великой династии.


НТ Анастасия Борисовна, мы с вами беседуем, стоя на пересечении Колпачного и Хохловского переулков, с которого открывается вид на грандиозную стройку. На какой стадии сейчас находится реставрация Дома Юргенсона?

АЮ Как вы видите, Дом напоминает огромного раненого кита. Но несмотря на явно неухоженный «монстрический» вид, он все еще сохраняет атмосферу былого величия, расцвет которого пришелся на «музыкальный период» – эпоху развития нотопечатного и издательского дела, заложенного Петром Юргенсоном. Современное состояние Дома характеризуется и совершенно чуждой исконному историческому наследию атмосферой, формируемой чаяниями современного «бомонда».

В этом и заключается главная беда нашей эпохи: под эгидой сохранения исторического наследия наши надзорные органы, включая Департамент культурного наследия Москвы, ратуют за сохранение внешнего облика, совершенно не придавая значимости историческому содержанию. Былое величие нашей страны, нашего народа выражено не столько в стенах и их внешнем облике, а в великих делах, духовных устремлениях и достижениях наших предков, великий завет которых состоит именно в продолжении и развитии их начинаний.

К великому сожалению, ни надзорным органам, ни современным собственникам столь значимых монументальных зданий не интересна историческая ретроспектива.

НТ Но реставрация же идет?

АЮ Да, сейчас проводится научная реставрация, но она никак не связана с возрождением и продолжением фамильного дела Петра Юргенсона, Гостиной Юргенсон, продолжающей былые традиции уже в наши дни и более 25 лет принимающей любителей и профессиональных деятелей академической музыкальной культуры. К сожалению, фамильный Дом так и не перешел во владение Благотворительного Фонда Юргенсона. У нас нет закона о реституции – мы могли только безвозмездно находиться в составе памятника федерального значения.

 

НТ У этой усадьбы еще до того, как ее приобрел Юргенсон, была богатая история.

АЮ Конечно. В доме, в котором сначала располагался архив Коллегии иностранных дел, работали Карамзин, Соловьев, Пушкин (он трудился над «Капитанской дочкой»). Архив посещали российские и иностранные монархи, цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) проходил здесь уроки истории под руководством своего воспитателя, поэта Жуковского. Позже Архив сменила первая в России и известная во всем мире нотопечатня Юргенсона.

Петр Иванович Юргенсон с семьей, по рекомендации Николая Рубинштейна и РМО, переехал в этот дом (предварительно выкупив) в 1882 году. Открытое в 1861 году издательство П. Юргенсона уже процветало, но Петр Иванович решил построить здание нотопечатни, при которой оборудовал мастерскую по обучению специальности нотного гравера (прежде металлографов и нотных граверов не было в России), а также электростанцию, снабжавшую весь комплекс.

План с описанием строений Дома, выполненный Юргенсоном
Нотопечатня П.И. Юргенсона

Дом стал свидетелем целого ряда эпох: «политической», «военной», «архивной», «музыкальной». И, конечно же, я не могу быть безучастной к «музыкальной» эпохе Дома. Ведь именно благодаря моим прапрадеду Петру Юргенсону и прадеду Борису Петровичу (старшему) миру была открыта русская академическая музыка, доселе неизвестная «цивилизованному европейскому сообществу». Это действо поистине сродни чуду. Мы и сегодня видим, сколь далеки ценности современных европейцев от наших традиционных взглядов. А ведь Юргенсонам удалось «навести мосты» и донести дух русского человека до европейского сознания через музыку.

К великому сожалению, «сильным мира сего» не интересно развитие столь, казалось бы, значимого дела. Официально градоначальникам интересны палаты исключительно как памятник архитектуры начала XVII века, знаменуемые делами дьяка Украинцева, а великие дела, ставшие наполнением истории здания конца XIX века, остаются в стороне.

П.И. Юргенсон. 1865 год

НТ Правда ли то, что на территории Дома Юргенсона расположился новомодный ресторан Blanc?

АЮ Не просто на территории, а в той самой электростанции и литографическом цехе. На минутку, это была одна из первых электростанций в Москве. Теперь здесь пьют, едят, пляшут. Музыка (хотя вряд ли это можно назвать музыкой), сопровождающая мероприятия отдыхающей молодежи, грохочет на зашкаливающих децибелах, вызывающих ощутимую вибрацию стен и фундамента Дома. Возникают опасения, что немолодые конструкции исторического здания разрушатся. Здешние дискотеки доводят местных жителей до отчаяния. И так почти каждый день!

НТ А жители как-то пытаются с этим бороться?

АЮ Да. Группа инициативных граждан – историки, москвоведы, юристы, архитекторы – собирается каждые выходные у Дома и требует прекратить этот беспредел. Люди борются культурным образом: устраивают выставки, посвященные наследию Юргенсонов, проводят просветительские встречи и экскурсии вокруг усадьбы, рассказывают о личности Петра Ивановича, даже устраивают чаепития. Но, как видите, их попытки отстоять наш Дом и его историю пока ни к чему не привели.

НТ Мы знаем примеры бережного сохранения памятников архитектуры и культурного наследия руками бизнесменов – достаточно вспомнить пространство «ГЭС-2», реставрацию которого провел миллиардер Леонид Михельсон. Нынешний владелец Дома принимает какое-то участие в судьбе Дома Юргенсона, наследия великой музыкальной культуры?

АЮ Нет, что вы. Я знаю только, как его зовут. Он не просто ни разу не был в Гостиной Юргенсон на концерте, в сердце нашего Дома, который фактически получил в подарок, но даже не захотел познакомиться с наследниками рода. Пару раз я только видела его супругу, когда проводила экскурсию и показывала фамильный знак Юргенсонов, – и все. Я думаю, что нынешний владелец даже и не подозревал, какие люди здесь творили, когда получил Дом: это не только Пушкин, это и Алексей Толстой, и братья Рубинштейны, и Прокофьев, Скрябин, и Танеев, и Чайковский. Весь цвет русской интеллигенции XIX века!

НТ Юргенсон был первым и фактически единственным издателем сочинений Чайковского и активно пропагандировал его творчество. А как часто Петр Ильич гостил в доме Петра Ивановича?

АЮ «В доме он бывал часто и запросто», – вспоминала дочь Петра Ивановича Александра Юргенсон. Петр Ильич Чайковский очень любил Дом, жил здесь, когда приезжал в Москву. В Доме для него пристроили две комнаты: первый этаж занимал слуга Алексей, второй – сам композитор. В письмах Чайковского можно найти упоминания о Доме, благодаря которому он «мог гостить в Москве с приятностью», – например, о том, как во время празднования 35-летия Петра Ивановича они пили чай в саду. Сегодня сад, естественно, вырубили, а к пристройке Чайковского невозможно сейчас подойти – она отгорожена строительными «баррикадами».

НТ Чайковский не только издавался у Юргенсона, он какое-то время был редактором в его издательстве…

АЮ Когда Петр Ильич приехал в Москву, чтобы преподавать в консерватории, он отчаянно нуждался в деньгах, поэтому просил Петра Ивановича дать ему «любую работу». Чайковский некоторое время работал у него редактором и корректором партитур, переводил научные труды. В 1868 году Юргенсон издал первый опус Чайковского, и это стало делом его жизни. Он был не просто издателем, но собирателем и хранителем рукописей Чайковского.

Фото Чайковского – Юргенсону. 1886, Париж

НТ Где сейчас находятся мебель и личные вещи династии?

АЮ Их на время реставрации перевезли в Музей Москвы. А документы, архивы и ценные экспонаты нашей семьи недавно переехали в их же Центр Гиляровского. Возможно, там я и открою выставочную экспозицию, чтобы каждый смог увидеть наследие Петра Ивановича Юргенсона. Еще есть идея организовать выставку в Петровском путевом дворце. Словом, все будет зависеть от решения Музея Москвы,  какой из своих филиалов он выберет. Но самое главное – это вернуться обратно домой!

НТ Что ждет слушателей, почитателей деятельности Юргенсона на концерте в Рахманиновском зале?

АЮ Я пригласила наших друзей, замечательных музыкантов, которые часто выступали в Гостиной Юргенсон: это гениальный бас Дмитрий Степанович, виолончелист Евгений Прокошин, перкуссионист Елисей Дрегалин со своей супругой, композитором Татьяной Шатковской, пианистки Мария Варакина (ученица Татьяны Шатковской по композиции) и Ольга Новикова. Будут и юные артисты – учащиеся Детской музыкальной школы имени Юргенсона. Очень рада, что к нам присоединился Камерный хор Московской консерватории. Прозвучит камерная, фортепианная и хоровая музыка от XIX века до наших дней, в том числе состоится мировая премьера пьесы Владимира Ребикова (посвященная Марии Викторовне Юргенсон), обнаруженная в архивах РГБ. А еще слушатели смогут приобрести милые сувениры – пряники с первым знаком Юргенсонов.

Фамильный герб династии Юргенсон

НТ В том же Рахманиновском зале с 2001 по 2015 год проводился Международный конкурс молодых композиторов имени П.И. Юргенсона. Его лауреаты составляют сегодня «цвет» российской современной академической музыки: Дмитрий Курляндский, Алексей Сюмак, Антон Сафронов, Николай Хруст, Ольга Бочихина… Почему конкурс прекратил свое существование?

АЮ Я считаю, что конкурс не может жить без своего основателя – моего отца Бориса Петровича и председателя Союза композиторов России Владислава Казенина, нашего большого друга семьи. Так получилось, что они ушли из жизни друг за другом, я очень переживала эти потери, и тогда у меня просто не было сил продолжать конкурс. Но, согласитесь, он и сегодня необходим молодым композиторам. За 14 лет конкурс дал путевку в жизнь многим тогда еще начинающим авторам. За годы существования конкурса к нам пришло более 1500 партитур из самых разных стран мира, которые тщательно отсматривала консерваторская профессура во главе с Владимиром Тарнопольским. Кстати, он неоднократно говорил о том, что возродит конкурс, но этого так и не произошло и вряд ли теперь уже произойдет.

НТ В 1998 году ваш отец основал Благотворительный фонд Петра Юргенсона. За 25 лет фонд провел большое количество знаковых событий: и уже упомянутый конкурс, и фестиваль музыки молодых композиторов, и музыкальные программы для детей-инвалидов. Какие цели и задачи ставит фонд сегодня?

АЮ Моя задача как главы фонда и члена династии Юргенсонов – продолжать фамильное семейное дело. Мы сняли документальный фильм «Петр Юргенсон: вчера, сегодня, завтра», проводим выставки и экскурсии, посвященные обитателям Дома, концерты, есть даже пьеса-сказка для театра синтеза. Моя дочь Августина Юргенсон написала сценарий фэнтезийного фильма на основе нашей истории. Кстати, на концерте будет представлено ее видеомузыкальное посвящение дедушке Борису Петровичу Юргенсону (младшему). Память нашего рода пытаются всячески уничтожить и вычеркнуть из истории даже его Дома, но я буду делать все, чтобы важнейшее наследие русской музыкальной культуры не исчезло и дело служения продолжалось.

Августина, Анастасия и Борис Юргенсоны