Королевский подарок События

Королевский подарок

В Омской филармонии открыли сезон мировой премьерой

Собственно говоря, самый первый концерт после отпуска музыканты АСО Омской филармонии сыграли в начале сентября на площади перед концертным залом. Кульминацией open air стала Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского: в ее финал влился колокольный звон стоящего рядом Свято-Никольского Казачьего собора. «Это первый в нашем регионе опыт, – рассказывает директор Омской филармонии Ирина Лапшина. – Я испросила благословение настоятеля, и он разрешил звонарю собора исполнить мелодию, которая написана у Чайковского».

Эта акция была придумана навстречу 85-летию Омской филармонии: вывести оркестр и другие коллективы в город, выступить на необычных для классической музыки площадках – в торговых комплексах, на производственных предприятиях, в учебных заведениях. Как обещает Ирина Лапшина, легкие, атмосферные концерты, наполненные известными композициями, будут радовать омичей на протяжении всего творческого сезона – с сентября по май.

Официальное открытие сезона прошло в концертном зале при аншлаге, несмотря на то что в программе была заявлена мировая премьера современного российского композитора. А может быть, именно новинка подтолкнула ажиотаж, так что билеты были раскуплены за две недели до даты? Омская филармония в этом отношении одна из передовых – есть фестиваль «Новой музыки», главный дирижер оркестра Дмитрий Васильев с интересом и даже с азартом берется за самые дерзкие сочинения. Так возникла идея включить «Фантастическую кантату» Давида Кривицкого. Сочинение, написанное в 1984 году на текст поэмы «Струфиан» Давида Самойлова, так и не прозвучало при жизни автора. И вот, спустя сорок лет, нашла своих интерпретаторов. Уже на генеральной репетиции стало ясно, что успех премьере обеспечен. Ироничные, в чем-то провидческие, а в чем-то фантасмагоричные стихи Самойлова про то, как инопланетяне на НЛО якобы украли царя Александра I, находившегося в Таганроге, не раз вызывали улыбку у зрителей. Актер Омского драматического театра, заслуженный артист России Александр Гончарук с большим вниманием и трепетом отнесся к своей задаче – не просто прочесть слова, но стать частью музыкальной ткани, вписать свой голос и смыслы в канву музыки. «Я давно мечтал что-то сделать с симфоническим оркестром. Движение музыки, необходимость подхватывать интонацию толкает меня на создание внутреннего спектакля, – рассказал актер. – Это оказалась самая сложная работа в моей практике, приходилось все время следить за дирижером, ждать от него показа вступлений, но я получил невероятное удовольствие – от погружения в прекрасную музыку, во всю эту стихию звуков». Давид Кривицкий для этой истории избрал романсовый стиль начала XIX века, погружающий в звуковую атмосферу пушкинской эпохи, и в то же время создал партитуру вполне современную по оркестровым краскам. Важная роль в ней у фортепиано: инструмент играет не только внутри оркестра, но и сольные номера – романтические вальсы, которые красиво и поэтично прозвучали у солистки Омской филармонии Марины Костериной.

«Я счастлива, что “Фантастическая кантата” нашла в Омске таких исполнителей, сумевших бережно и вдохновенно воплотить замысел моего отца, Давида Кривицкого, – отметила дочь композитора, музыкальный критик Евгения Кривицкая. – Сорок лет назад, в момент повального увлечения авангардом, сложными техниками эта музыка оказалась вне тренда, но сейчас, когда люди осознали ценность красивой мелодии, романтического мироощущения, творчество Давида Кривицкого попадает в резонанс с этими веяниями».

 

Премьеру обрамили два классических опуса. Бравурный «Коронационный марш» П. Чайковского прозвучал как блестящий пролог. А во втором отделении мощным апофеозом стала Девятая симфония Бетховена.

По мнению Дмитрия Васильева, между всеми этими сочинениями существуют важные концептуальные связи: «В “Фантастической кантате” сюжет выстроен вокруг Александра I, а Девятая симфония посвящена королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III. Монархи дружили, король дважды бывал в России. Бетховена также многое связывало с Россией: русские меценаты – граф Разумовский, князь Голицын – не только финансово поддерживали, но и способствовали исполнению музыки композитора. Кстати, Бетховен собирался посвятить Девятую симфонию Александру I – этому помешала смерть императора… А “Коронационный марш” Чайковского, в качестве парадной преамбулы, органично дополняет “имперскую” тему».

Поднять Девятую симфонию – всегда подвиг, а в регионе, где нет своего оперного театра, консерватории, – подвиг вдвойне. Для участия в событии собирали силы со всей страны: хор приехал из Барнаула, солисты – из Новосибирска и Москвы. Такой межрегиональный тандем – интересный опыт, дающий возможность омичам открыть новые имена. Но для филармонии, конечно, особая организационная и финансовая нагрузка, на которую руководство идет во имя амбициозной цели: сделать Омск одной из культурных столиц. И это прекрасно удается. В завершении вечера с открытием сезона всех присутствующих поздравил министр культуры Омской области Юрий Трофимов, подчеркнувший, что вечер, названный «Королевским подарком», полностью оправдал ожидания. Что ж, столь громкое начало обязывает, но Омская филармония имеет четкий перспективный план: впереди – ежегодный фестиваль «Белая симфония» с участием столичных артистов, зарубежные гастроли, а 85-й день рождения будет отпразднован гала-концертом с участием всех коллективов.