Международный конкурс на создание музыкального сочинения на тему «E-F-G», посвященного Е.Ф.Гнесиной и инициированного в год ее 150-летия, выходит на финишную прямую. Совсем скоро станут известны имена победителей в трех номинациях: сочинения для камерного оркестра, для хора (a cappella и с фортепиано) и для фортепиано в две и в четыре руки.
«Этот конкурс для Гнесинки – удивительное сочетание профессионального и личного. Потому что, с одной стороны, мы очень заинтересованы в том, чтобы рождались новые сочинения для оркестра, для фортепиано, для хора, и тем самым представляли актуальные тенденции в области современной композиции. С другой стороны, хотелось бы продолжить ту традицию, которую когда-то зародил Сергей Васильевич Рахманинов, впервые написав небольшой музыкальный фрагмент на три ноты E-F-G (являющиеся аналогом инициалов имени Гнесиной – Е.Ф.Г.), а в дальнейшем продолжил замечательный представитель Гнесинского дома композитор Андрей Головин, – рассказал специально для «Музыкальной жизни» ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский. – Это старинная традиция – писать музыкальные сочинения на монограммы: BACH, DSCH, EFG… И мы соединяем ее с современной музыкой».
На пресс-конференции генеральный директор РНММ Михаил Брызгалов продемонстрировал документы из архивов Музея музыки, в том числе ту самую фотографию Рахманинова с его автографом в виде музыкального эскиза на монограмму E-F-G.
«Очень интересная задача для композиторов: на этих трех нотах мы увидим, кто есть кто, – уверен председатель жюри, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории Александр Чайковский. – Это снимает главную проблему – поиска темы. Но композитор должен подчинить тему себе. Я вижу перспективы для этого конкурса в будущем – как в новых номинациях, так и в использовании разных монограмм».
У композиторов нет ограничений по возрасту, в соревновании мог принять участие любой желающий: по условиям все партитуры присылались под девизами, чтобы соблюсти максимальную объективность в отборе. В финал из 48 прошло 15 заявок. «Все произведения разные и по стилю, и по языку. Но это и хорошо, публику надо приучить к новому. Решения жюри всегда субъективны, но важно, что все сочинения финалистов прозвучат в исполнении классных коллективов и солистов», – считает заведующий кафедрой композиции РАМ имени Гнесиных, член жюри Кузьма Бодров.
Напомним, что конкурс организован Российской академией музыки имени Гнесиных в сотрудничестве с Ростовской государственной консерваторией имени С.В.Рахманинова, Союзом композиторов России и МССМШ (колледжем) имени Гнесиных.
Финальные прослушивания пройдут 30 сентября и 2 октября в Российской академии музыки имени Гнесиных. Победители в каждой номинации награждаются дипломами лауреатов I, II и III степеней, специальными дипломами и денежными премиями.
Фото: Анна Бобрик