Торжество над бубликами События

Торжество над бубликами

Госоркестр Республики Татарстан отметил день рождения Дмитрия Шостаковича

Первый концерт персонального абонемента ГАСО РТ в Московской филармонии открылся программой-посвящением Шостаковичу. Отметить 118-летие со дня рождения советского классика подопечные Александра Сладковского решили Восьмой симфонией и Вторым виолончельным концертом, в котором солировал народный артист России Александр Князев. По обыкновению, представив эту программу на родной земле, музыканты триумфально преподнесли ее столичным слушателям, среди которых в этот вечер были и родственники композитора.

Александр Сладковский называет Шостаковича «композитором космического масштаба» и справедливо считает, что в его музыке запечатлена вся история нашей страны. Госоркестр Республики Татарстан неоднократно исполнял сочинения Шостаковича в Казани, Москве и других городах, а к 110-летию со дня его рождения маэстро и его коллектив выпустили запись всех симфоний и инструментальных концертов (и этот музыкальный подвиг пока еще не удалось никому превзойти). Как и другого, знакового для них композитора – Малера, Сладковский раскрывает Шостаковича, глубину и философию его трагедийных опусов всегда грандиозно и невероятно правдиво, заставляя еще сильнее ощутить величие и одновременно недооцененность творчества Дмитрия Дмитриевича. Так произошло и на концерте в Московской филармонии, где ГАСО РТ вновь подтвердил свой статус высококлассного оркестра, способного заново раскрыть страницы известных партитур.

Второй виолончельный концерт, посвященный Мстиславу Ростроповичу, стал у Шостаковича самым монументальным среди других подобного жанра. Присущая его музыке в целом сумрачная рефлексия о реалиях действительности переплелась с личными переживаниями, что выразилось в цитатах и аллюзиях, пронизывающих цикл. В первой части ГАСО РТ подчеркнул характерные малеровские интонации «тоски и печали», символизировавшие реакцию композитора на смерть Анны Ахматовой, с которой он дружил (эту правдоподобную гипотезу, в частности, выдвинул виолончелист Александр Ивашкин). Виолончель в руках Александра Князева звучала подобно человеческому голосу со всеми его неповторимыми оттенками и красками: монолог инструмента, переходящий в дуэт с валторной, напоминал выразительную речь. Легко узнаваемый мотив одесской песни «Купите бублики», процитированный Шостаковичем во второй части, Князев играл откровенно издевательски и гротесково, а «градуса» добавляли лихие «возгласы» деревянных и медных духовых. Незатейливая «тема бубликов» воспринималась как фаустианское зло, олицетворяющее ту самую звенящую пошлость и сметающее все вокруг. В финале концерта ее кульминация достигла своего апогея, после чего Шостакович предложил осознать масштабы ее разрушительной силы. В коде Госоркестр Республики Татарстан отчетливо изобразил ход времени: мерное «тиканье» ксилофона и других ударных заставлял задуматься о скоротечности и цикличности явлений.

«Мое сочинение является своеобразной попыткой заглянуть в будущее, в послевоенную эпоху. Идейно-философскую концепцию я могу выразить очень кратко, всего двумя словами: жизнь прекрасна. Все темное, мрачное сгинет, уйдет, восторжествует прекрасное», – писал Шостакович о Восьмой симфонии. После нашествия зла во Втором виолончельном концерте этот цикл маэстро Сладковский трактовал как торжество добра и справедливости. Однако путь от мрака к свету был непрост. От песни страдания и мрачного погружения в действительность первой части, где эпическое повествование сменялось сухим «щел­каньем» струнных и мощными кульминациями всего оркестра, ГАСО РТ отразил наступление неминуемой катастрофы, слившись в единое механистическое целое во второй части. В токкате Госоркестр Республики Татарстан буквально озвучивал невидимую кинохронику военных лет. Яростное остинато низких струнных показывало поступь машины уничтожения, обрушивая на публику весь драматизм и ужас этой музыки. И только после скорбной пассакалии, повторенной двенадцать раз, победа, наконец, наступила. Финал маэстро Сладковский построил как неспешное возрождение жизни со всеми ее радостями, о которых рассказывали наигрыши фаготов, распевы струнных и зов валторн. На бис Госоркестр Республики Татарстан исполнил жемчужину творчества Шостаковича – Вальс из Сюиты для эстрадного оркестра, закруживший в порыве ностальгии и воспоминаний по ушедшей эпохе…

Лучше хором, в стиле рэп События

Лучше хором, в стиле рэп

В Атриуме Хлебного дома музея «Царицыно» выступил вокальный ансамбль Arielle

Трусишка зайка серенький События

Трусишка зайка серенький

Самарский оперный театр показал в Москве оперу «Как заяц страх победил»

Тишина… Беззвучие… Покой События

Тишина… Беззвучие… Покой

Самарский театр привез «Мастера и Маргариту» на Историческую сцену ГАБТ

Преступный царь Борис в Бурятской опере События

Преступный царь Борис в Бурятской опере

В Улан-Удэ показали новую редакцию шедевра Мусоргского