Между словом и музыкой События

Между словом и музыкой

В Музее Чайковского в Москве открылась выставка, посвященная «Евгению Онегину»

В этом году совпали две значимые для российской и мировой культуры даты: 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина и 145 лет со дня премьеры оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Два мастера, творчески связанные историей о невозможной любви, оставили миру шедевры, которые, кажется, никогда не потеряют своей актуальности и первозданной свежести. К двойному юбилею приурочена выставка «Онегин. Открытый финал».

Экспозиция складывалась вокруг процесса создания «лирических сцен» Чайковского и самого «задушевного» романа Пушкина – здесь и дебютные, и актуальные прочтения. На презентации кураторы говорили о том, что «Онегин. Открытый финал» – повод для размышления о характерах главных героев, их судьбах и о том, как их драматические взаимоотношения отзываются в сердце современного человека.

Для обоих творцов «Евгений Онегин» был переломным моментом в биографии, не только определившим дальнейший творческий путь, но и укрепившим их статус среди современников. Пушкин, играя с жанром романа в стихах, встряхнул литературные каноны – создал более сложных и неоднозначных героев, чем читатели привыкли видеть на страницах произведений. Чайковский, в свою очередь, перенес эту эмоциональную глубину в музыку и приумножил ее, написав сочинение, изменившее представление об опере как жанре.

Над выставкой работали восемнадцать главных культурных институций России, среди них Большой и Мариинский театры, «Новая Опера», «Урал Опера Балет», Пермский театр оперы и балета, Государственный исторический музей, Театральный музей имени Бахрушина. Внесли свою лепту и частные коллекционеры Ирина Калужская и Михаил Сеславинский.

О подготовке и реализации проекта рассказала куратор Евгения Новоселова: «Изначально мы планировали выстроить композицию по сценам из “Евгения Онегина”. Однако вскоре стало понятно, что требуется иной подход. Мы нашли новые пересечения, параллели и создали маршруты, ведущие от Пушкина, от Чайковского, от современных исполнителей и музыкантов к главным персонажам, театральным интерпретациям и наоборот. Особо хочется отметить, что все театры, к которым мы обратились, охотно нас поддержали и предоставили ключевые сцены своих постановок. С нетерпением ждем их представителей на выставке, чтобы они могли оценить, как их работы вписались в общий замысел».

Театральные костюмы, оригинальные эскизы декораций и сценических планов, подлинные автографы авторов и редкие афиши, картины и графические зарисовки, бюсты Пушкина и Чайковского, билеты на генеральную репетицию первой студенческой постановки «Онегина» в Малом и дирижерская палочка, принадлежавшая Николаю Рубинштейну, – лишь малая часть того, что можно увидеть в экспозиции.

 

«Мы закладываем идею, которая, как нам кажется, должна угадываться: показываем, что Пушкин писал так, Чайковский по-другому, но остается и пространство для размышлений, несмотря на то, что произведение было создано много лет назад. Я, собственно, согласен с финалом Чайковского, но, если я приду сюда как посетитель, возможно, и сам придумаю иной исход. Два наиболее значимых экспоната лично для меня – это подлинный автограф Пушкина в альбоме Голицыной и отреставрированная рукопись оперы Чайковского с авторскими пометами и комментариями Петра Юргенсона, которой мы особенно гордимся. Реставраторы проделали колоссальную работу, и эти экспонаты – самые ценные для меня. Впрочем, на выставке можно найти много других интересных артефактов», – отметил генеральный директор Музея музыки, руководитель выставочного проекта Михаил Брызгалов.

Одна из главных тем экспозиции – финал драмы, который Пушкин оставил, словно нарочно, открытым. Такой жест поэта, по мнению организаторов, не только приглашение к размышлению, но и призыв к личному диалогу. Каждому посетителю предлагают найти свое разрешение этой «вечнозеленой» истории. Для этого используется интерактивный формат: посетитель может выбрать свой собственный путь знакомства с экспозицией, начав, например, с героя, который ближе всего по духу – будь то Онегин, Ленский или Татьяна, примерить на себя сценические костюмы, спеть арию и даже написать настоящее любовное письмо Онегину. Самая интригующая деталь – это возможность получить на послание ответ, созданный нейросетью. Представьте себе старинный стол с гусиным пером и чернилами, в углу которого QR-код, ведущий в телеграм-чат с Онегиным. Вы пишете свое признание, но встречное сообщение от «возлюбленного» приходит не сразу. Программисты воссоздали эффект предвкушения, подобного тому, что испытывала Татьяна.

Есть укромный закуток, спрятанный за одной из выставочных стен. Зайдя в него, вы увидите медленно падающий снег и голые деревья, изображенные в анимации на экране. Если надеть наушники, то можно услышать редкую запись арии Ленского в исполнении Сергея Лемешева в Большом, которая датируется 1932 годом. Свет тут немного приглушен, и, оказавшись наедине с голосом великого артиста, несравненного Ленского, вы можете на мгновение ощутить тонкую связь искусства и души.

Одной из жемчужин выставки стал альбом «лемешисток» – фанаток Лемешева. Эти женщины, как охотницы за трофеями, выжидали певца в театральных кулуарах, на пороге его дома и в кафе, чтобы заполучить заветный автограф. Самодельный сборник в твердом переплете полон личных записей, газетных вырезок и пикантных откровений.

На открытии прозвучала ария Татьяны из «Сцены письма» в исполнении солистки театра «Геликон-опера», выпускницы Центра оперного пения Галины Вишневской Валентины Правдиной. И здесь выстроился символичный мостик к выставке, ведь одной из непревзойденных Татьян была именно Вишневская. Исполнение этой арии ее преемницей добавило ощущение непрерывности традиций и живой связи поколений.

Экспозиция будет открыта для посетителей до 12 января 2025 года.