Экзамен на танцпригодность События

Экзамен на танцпригодность

«Кремлевский балет» представил «Раймонду» в постановке Андриса Лиепы

Вершину творчества Мариуса Петипа, «Раймонду», в советские времена могли позволить себе иметь в репертуаре в основном столичные театры – Большой и Кировский. Считалось, что главная роль подвластна исключительно артисткам экстра-класса. По сути, так оно и было: называешь «Раймонду» – и в памяти сразу всплывают эталонные интерпретации Майи Плисецкой, Ирины Колпаковой, Наталии Бессмертновой, Нины Тимофеевой, Галины Мезенцевой. Аура уникальности и неприкосновенности этого балета развеялась буквально совсем недавно. Теперь своя «Раймонда» есть во многих региональных театрах: в Перми, Астрахани, Самаре, на Приморской сцене Мариинского театра. Постановщиков не пугают имперские масштабы спектакля, танцы, требующие невероятной выносливости артистов. Новые интерпретации, базирующиеся в основном на каноническом тексте Мариуса Петипа, все же отличаются от того вида, который был у этого спектакля изначально и который по возможности стараются сохранять в Большом и Мариинке. «Раймонду» в прямом смысле сжимают до скромных размеров региональных сцен, небольшого количества артистов в труппе, адаптируют к их возможностям. В итоге балет превращается в некую уменьшенную копию столичных версий. Но есть у этих постановок и ощутимый плюс: теперь этот балет стал общедоступным. «Раймонда» больше не загадка для провинциальной публики, теперь каждый может себя ощутить зрителем условного императорского театра, пусть и малых форм. Еще одна положительная сторона спектакля – он невероятно полезен для творческого роста труппы. Этот балет – прекрасная возможность улучшить качество и повысить уровень исполнителей, для которых «Раймонда» – это всегда очень ценный урок. Оттого и понятно появление великого спектакля у кремлевцев. Тем более в их репертуаре за весь тридцатичетырехлетний срок существования труппы есть все классические балеты, так что формально они уже были готовы к покорению гранд-постановки Мариуса Петипа. А для москвичей знакомство с «Раймондой» очень выгодно и вполне доступно: билеты на спектакли «Кремлевского балета» стоят от 800 до 4500 рублей, в разы дешевле, чем поход на «Раймонду» в Большой.

 

Обзавестись этим спектаклем труппе помог представитель известной балетной династии Андрис Лиепа и его ассистенты – заслуженные артисты России Светлана Романова и Игорь Пиворович. «Раймонда» Лиепы, по сути, оказалась густо населена танцами из разных редакций. Некоторые номера (например, большой вальс или адажио во втором акте) он позаимствовал из постановки Константина Сергеева в Мариинском театре, где-то явно вдохновлялся спектаклем Григоровича (это видно по романтическому дуэту Раймонды и Жана де Бриена на музыку симфонического антракта ко второй картине, который впервые сочинил именно Юрий Николаевич), а адажио Раймонды и де Бриена в картине «Сон» исполняется в хореографии Александра Горского. Конечно, основную часть спектакля составляет текст Петипа, но то, что балетмейстер основательно изучил все доступные версии, очень чувствуется. При этом он восстановил историческую справедливость: в «Раймонду» вернулся персонаж Белой дамы, в советских постановках в основном купируемый. Правда, Григорович в 1984 году решился на ввод героини в свою первую редакцию балета, однако в нынешней версии Большого она отсутствует. Так что теперь Раймонда и обитатели средневекового замка находятся снова под покровительством загадочной волшебницы. От себя Лиепа добавил в старинный балет немного: чуть укрупнил партию Жана де Бриена, у которого появились новые танцы в первом акте. А Абдерахман обзавелся монологом в третьей картине – на музыку ориенталии. Обновленный спектакль в «Кремлевском балете» уложили в два акта, пожертвовав антрактом и некоторыми музыкальными и танцевальными фрагментами, например, мазуркой: «Раймонда» стала чуть компактнее и динамичнее. Художник Вячеслав Окунев оформил балет в духе старых добрых традиций декорационного стиля императорских театров. Экскурс в те времена начинается в тот момент, когда зритель входит в зал: он видит занавес в виде роскошно расписанного гобелена. И Окунев именно с таким детализированным подходом отнесся к каждой картине спектакля, будь то шикарные интерьеры замка графини Сибиллы или же его окрестности с ласкающими взгляд пейзажами. Огромная сцена Государственного Кремлевского дворца идеально подошла для передачи величия произведения, она прекрасно соответствует тому объему пространства, который предполагался в спектакле его создателями. Однако небольшая труппа «Кремлевского балета» иногда дает почувствовать, что спектакль адаптирован, хотя это ощущается не везде. В первом составе Раймонду исполняет Алина Липчук. Двадцатипятилетняя артистка, прошедшая в труппе путь от кордебалета и ролей второго плана до Одетты-Одиллии, Мирты и Гамзатти в этом году, признается, что роль Раймонды – Эверест для каждой балерины. «В этой партии самое сложное – сохранить внешнюю легкость танца на фоне неимоверного преодоления себя в физическом плане в сочетании с пониманием и передачей образа. Это очень непросто, но я продолжу упорно трудиться над ролью», – поделилась артистка. Фактурная красивая девушка, с подходящими для этой партии высоким ростом, красивыми линиями, Липчук смотрелась очень гармонично. Роль Раймонды действительно огромна: кроме дуэтов и участия в ансамблях, ей нужно исполнить семь сольных вариаций, где просто необходимо блистать техникой. Молодая балерина выглядела вполне уверенно: в ней была и необходимая царственность с живым аристократизмом, и горделивость, переходящая в неприступность в моменты порывов страсти со стороны Абдерахмана. Липчук провела роль без явных осечек и фатальных срывов, однако над выстраиванием драматургии образа ей еще предстоит поработать, как и над поиском индивидуальных пластических нюансов в партии.

Оживлял и воспламенял общую лирико-эпическую ауру спектакля Абдерахман в исполнении Эдгара Егиазаряна. Этому молодому юноше, недавно пополнившему ряды труппы, темперамента и внутреннего горения не занимать. Даже из сравнительно скромной, всегда обидно небольшой роли он сумел создать яркий и запоминающийся характер.

Остальные артисты и кордебалет работали на совесть, максимально стараясь отточить свежеизученную ими хореографию Петипа. Драгоценный урок освоения одного из главных шедевров классического балетного наследия они уже получили, и это очень ценное вложение в копилку их творческого опыта. Теперь осталось отшлифовать все до совершенства.

Птицы певчие детского театра События

Птицы певчие детского театра

В Театре Сац состоялась российская премьера «Птиц» Вальтера Браунфельса

Как излечить повесу События

Как излечить повесу

В Национальном театре оперы и балета Осло состоялась премьера оперы «Похождения повесы» Стравинского

Между словом и музыкой События

Между словом и музыкой

В Музее Чайковского в Москве открылась выставка, посвященная «Евгению Онегину»

Экстремальные игры События

Экстремальные игры

В Нижнем Новгороде поставили Così fan tutte Моцарта