Автором идеи первой постановки оперы Браунфельса на отечественной сцене стал, конечно, художественный руководитель и главный режиссер театра Георгий Исаакян. Событие состоялось в рамках фестиваля «Видеть музыку». Пока основная сцена главного детского театра России находится на ремонте, уже третий сезон в большом фойе осуществляется проект «RE-Конструкция», где звучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения.
«Птицы» – самая известная из всех опер Браунфельса. Однако в нашей стране имя композитора мало что говорит даже авторитетным музыкантам. А его творчество в российском музыковедении практически не освещено: Браунфельс не включен, например, в основную часть «Советской музыкальной энциклопедии», а фигурирует там лишь в дополнении…
Премьера «Птиц» прошла в Национальном театре Мюнхена в 1920 году, в главных ролях блистали Карл Эрб и любимая певица Рихарда Штрауса Мария Ивогюн. Дирижировал сам Бруно Вальтер. Потом эстафету в исполнении «Птиц» примет еще одна звезда дирижерского искусства – Отто Клемперер.
Сюжет оперы основан на комедии Аристофана. Правда, композитор несколько изменяет основную линию и добавляет в нее черты романтики. «Птицы» – опера об утопии. Бродяги Ратефройнд и Хоффегут покидают мир людей, чтобы найти утешение в искусстве и идеальной любви. Они встречаются с Удодом – царем пернатых, которому предлагают воздвигнуть Город птиц, идеальное творение. Здесь все будут жить по собственным правилам, забыв про богов и людей. Идею удается воплотить, но ненадолго: Зевс испепеляет город с помощью бури и молнии и требует повиновения, все склоняются перед ним и клянутся в верности. Параллельно в опере развивается любовная история: Хоффегут влюбляется в Соловушку, которая покорила его своим дивным пением и красотой. В финале он остается один, предаваясь воспоминаниям об утраченном счастье…
Разумеется, такой сюжет всерьез воспринимать не стоит. Сам композитор говорил: «Я прошу от моих слушателей лишь одного: полностью отдаваться воздушному полету фантазии и сознавать, что все здесь игра, иносказание». А музыковед Альфред Эйнштейн писал, что эта опера воплощает «тоску по чистому царству фантазии», и является «прыжком в совершенное безвременье».
Сочинение любопытно не только тем, что в нем используется редчайшая «птичья» тематика, но оно примечательно и с точки зрения музыкального стиля. Браунфельс прежде всего опирается на завоевания Вагнера: его присутствие в опере ощущается благодаря единому развертыванию действия, без деления на номера, а также через широко развитую систему лейтмотивов. Витает над «Птицами» и дух Рихарда Штрауса – одного из самых модных композиторов начала XX столетия. В партитуре есть аллюзии на барокко (в хоре из первого действия O, wie trifft mich появляется риторическая фигура passus duriusculus, активно использованная Бахом), присутствуют и приметы обращения к классицизму (многие эпизоды в первом акте). Романтизм ощущается в экстатически красивом дуэте Соловушки и Хоффегута из второго действия. Словом, эта опера интересна как сочинение, в котором смешаны в одном коктейле экстракты различных музыкальных направлений. Тем не менее оно вполне укладывается в рамки позднего романтизма (ранний экспрессионизм и отсылки к Хиндемиту, о которых говорят постановщики в Театре Сац, здесь все же не просматриваются). И еще одна особенность оперы – ее ярко выраженное сатирическое начало, сильно акцентированное в первом действии. Это прежде всего относится к тексту «Птиц», который сочинил сам Браунфельс: в нем достаточно много меткого юмора, который и сейчас вызывает усмешку у публики. Многоплановость оперы подчеркивает и сам Георгий Исаакян: «Это, вообще-то, комедия, но понятно, что в руках немецкого композитора начала XX века она трансформировалась местами в меланхолически-элегическое размышление о том, что есть жизнь человека, искусство».
В Театре имени Наталии Сац произведение, естественно, прозвучало с купюрами, которые превратили оперу из двух с половиной часовой в полуторачасовую. Заставил о себе сожалеть практически весь вырезанный большой и очень красивый дуэт Соловушки и Хоффегута в начале второго акта. Но в целом сочинение, благодаря изъятиям, прозвучало достаточно компактно и динамично.
К изучению раритетной партитуры подошли основательно: готовили ее полгода, а для пущей фантастичности звучания специально добавили редкий инструмент – ветродуй, сделанный непосредственно в театре.
Оркестр под управлением Артема Макарова демонстрировал истинное рвение выразительно и чутко подать каждую деталь впечатляющего и изысканного музыкального наряда сочинения – и это удалось в полной мере. Порадовало стройное звучание хора (хормейстеры – Вера Давыдова, Ксения Кулакова, Дмитрий Брашовян). Произведение представили в концертном исполнении: за развлекательно-эстетическую сторону постановки отвечали «птичьи» костюмы на вокалистах и грамотно подобранный красивый видео-арт на экране (Татьяна Мешалкина, Мария Фомичева).
Но главное – достойный вокальный состав, который качественно озвучил эту непростую оперу. Анна Малькина в титульной партии Соловушки – очень виртуозной, насыщенной обилием верхних нот (включая ре и ми третьей октавы, встречающиеся неоднократно), сложнейших пассажей, звучала естественно и без зажимов. Все эверестские верхушки ею были взяты, но, как показалось, иногда несколько резковато. Однако, учитывая премьерное волнение, это было допустимо и общей погоды не испортило. Открытием стало выступление баса Данила Князева в роли Ратефройнда: его шикарный, плотный и упругий голос вместе с потрясающим актерским обаянием и харизмой попали в десятку. Хорошо выступили тенор Максим Дорофеев (Хоффегут), сопрано Полина Севастьянова (Королек), баритон Денис Болдов (Удод), бас Алексей Красовский (Прометей). Постановка раритетной оперы показала верно выбранную линию движения Исаакяна в подборе репертуара для труппы на текущий момент, ведь эксклюзивность нынче в большой моде. Вполне возможно, что «Птицы» появятся в виде полноценного спектакля, когда состоится открытие основной сцены.