Магические квадраты Ефрема Подгайца События

Магические квадраты Ефрема Подгайца

К юбилею композитора

6 октября 2024 года Ефрем Иосифович Подгайц отмечает 75-летие. Его музыка чрезвычайно востребована в филармонических и театральных залах страны, исполняется на международных музыкальных фестивалях и конкурсах, составляет основу репертуара многих музыкантов и лучших оркестров мира, за премьерное исполнение его хоровых партитур «сражаются» ведущие хоры нашей родины. Накануне юбилея композитор поделился секретами композиторского метода и источниками вдохновения.


Я – композитор

В биографии каждого музыканта наступает момент, когда тебе нужно всем доказать, что музыка – твоя судьба. В семье Ефрема Подгайца не было музыкантов. Он начал учиться очень поздно для музыканта. С десяти лет занимался в обычной музыкальной школе № 30 (сейчас она носит имя известного мецената Николая Александровича Алексеева) на скрипке.

«Мои родители совершенно не хотели, чтобы я занимался музыкой. Мы жили в коммунальной квартире на Курском вокзале. Когда я рассказал, что соседская девочка пошла в музыкальную школу, для моих родителей это был серьезный аргумент. Смотрите, Аня уже в школу пошла, и я хочу», – рассказывает юбиляр.

Еще в общеобразовательной школе маленький Ефрем начал сочинять, написал школьную песню, которую потом все стали петь. Ефрему Иосифовичу очень везло с учителями на всех трех ступенях музыкального образования: школа – училище – вуз. В Московской консерватории его преподавателями были: Дмитрий Блюм, Виктор Фраенов, Юрий Холопов – по теоретическим предметам; Юрий Буцко и Николай Сидельников – по композиции; Юрий Фортунатов – по инструментовке.

«Мне повезло еще в музыкальной школе. Когда я поступал, родители подали заявление на фортепиано. Как и большинство. Вышел после экзамена дяденька. И сказал, знаешь, мальчик, на фортепиано ты вряд ли поступишь, там слух нужен, иди ко мне на скрипку. Это был заведующий струнным отделом Константинов Владимир Константинович. Я ему очень благодарен. Потому что для композитора владение струнным инструментом – скрипкой, виолончелью – это крайне важно».

Как нарисовать птицу

Ефрем Подгайц стал членом Союза композиторов в 1978 году. Самое сложное было вступить в Московский союз композиторов, здесь нужен был определенный уровень, большая конкуренция, а дальше уже автоматом принимали и давали членский билет Союза композиторов СССР. Сам Тихон Хренников подписывал. На легендарном фестивале «Московская осень» в 1981 году прозвучало первое крупное сочинение Ефрема Подгайца для детского хора – кантата «Как нарисовать птицу» в исполнении хора «Весна», на следующий день композитор проснулся знаменитым.

Особая область творчества Подгайца – музыка для детей. Кантаты «Как нарисовать птицу», «Лунная свирель», «Поэзия земли», опера-кантата «Черный омут», концерт для хора и фортепиано «Времена года», «Ода греческой вазе», Missa Veris для хора и органа в превосходном исполнении Детского хора «Весна» под управлением Александра Пономарева получили широкую известность в России и за рубежом и принесли автору заслуженное признание.

«Когда я учился в консерватории, я, по-моему, на втором курсе написал три детские песни на стихи М.Вековой. Одна из них – “Речкина песня”, которую до сих пор многие хоры поют. Тогда после экзамена Тихон Николаевич Хренников, очень мудрый человек, сказал мне: “Вот тебе надо этим заниматься, это твое!” » – вспоминает Ефрем Подгайц.

А на четвертом курсе Московской консерватории Ефрем Подгайц женился на виолончелистке Ирине Пономаревой. Оказалось, что ее старший брат, Александр Сергеевич Пономарев, руководит детским хором. Если бы не этот факт, вероятно, Ефрем Иосифович не заинтересовался так хоровым искусством. «Я послушал этот хор. Поразился качеством пения. Надо сказать, Александр Сергеевич Пономарев – выдающийся хоровой мастер. А вот человек он был очень непростой. И то, что у меня с ним возникли родственные связи, это мне совсем не помогало, а наоборот. Например, несколько сочинений, которые я написал и предложил, чтобы “Весна” это спела, он не принял, хор этого не пел. Это несколько сочинений акапельных. И только когда я принес кантату “Как нарисовать птицу”, сыграл ее и спел, Александр Сергеевич сказал: “Я не знаю, хорошее это произведение или нет, но, главное, это наше! Это мы будем петь!” – и пригласил меня поработать концертмейстером».

Ефрем Подгайц хорошо слышит их тембр, долгое время, лет тридцать, проработав в «Весне». В создании детской хоровой музыки у Ефрема Подгайца сложностей не возникает.  «Я очень люблю детей и музыку! Вот две составляющие творческого успеха. Я, в принципе, много разной музыки написал. В том числе, для детского хораэто крупные формы, и произведения с оркестром, и с органом, и с различными ансамблями, a cappella, именно крупные формы! С двумя роялями, я, например, писал  “Оду греческой вазе” на стихи Джона Китса. И самое главное, это хоровые миниатюры, которые для маленьких – для младших хоров. Дело в том, что репертуар старшего хора “Весны” мало кому доступен. Есть мои сочинения, которые кроме “Весны” никто целиком не исполнял».

Есть еще большая часть музыки Подгайца, написанная для младших хоров. Причем тоже разного возраста. Многие композиторы не понимают специфики. Для них детский хор – одно, что для пяти лет, что для десяти, они не чувствуют разницы. А это разные совершенно дети, разные возможности. Таким образом, с 1980 года Ефрем Подгайц написал около двухсот хоровых миниатюр!

«Моя музыка стала основой для изменения детского хорового репертуара принципиально. Когда я начинал писать в советское время, мою музыку воспринимали в штыки. Всем казалось, что музыка сложная. Метрика, ритмика, тематика. Скажем, я приходил в издательство “Композитор”, мне говорили, ну куда мы вставим ваше произведение. По тематике я не подходил, нужно было писать, например, про пионерское лето. Все было политизировано, и жизненная тематика не воспринималась. Я же писал хоровую музыку для детей на хорошие тексты. Дети ведь очень чуткие».

 

Опера и не только

Ефрем Подгайц – чрезвычайно плодовитый композитор. Например, только опер он написал четырнадцать. «Первую свою оперу, “Алису в Зазеркалье”, я написал в 1980 году. Никакого заказа, никакого театра не предполагалось. Мои знакомые крутили у виска. Отговаривали. Но мне очень хотелось ее написать. И вот, 11 октября этого года, наконец, будет полноценная постановка в “Урал Опере” на открытии сезона! Ранее была, конечно, постановка в Питере, но она оказалась весьма усеченной».

Перед премьерой в Екатеринбурге Ефрем Подгайц находится в творческом контакте с главным дирижером «Урал Оперы» Константином Чудовским. «С Костей, кстати, мы познакомились в “Весне”. Он был студентом второго курса консерватории, а студенты-дирижеры проходят практику работы с детским хором, Костя проходил практику в “Весне”. Он уже тогда заявил о себе как о ярком дирижере. Сейчас Костя – главный дирижер “Урал Оперы” и главный дирижер и художественный руководитель Государственного Кремлевского оркестра. Для меня это большая радость!»

Помимо «Алисы» в Екатеринбурге еще поставят оперу Ефрема Подгайца «Дюймовочка», но попросив написать композитора вторую редакцию с участием детского хора. Большинство опер Подгайца написаны для детей, но не все. Есть, например, камерная опера «Ангел и психотерапевт». «Да, это полуфантастическое произведение по роману американского писателя. Я даже с этой оперой был номинирован на “Золотую Маску”. Одна из главных моих опер, которая, к сожалению, еще не поставлена, – “Лед 9” по роману Курта Воннегута “Колыбель для кошки”».

Один из соавторов Ефрема Подгайца – драматург и либреттист Лев Яковлев. «Он стал моим соавтором на фоне знакомства с моими детскими хорами. Одной из первых важных наших совместных работ стала опера “Баранкин, будь человеком!”. Но самая главная – “Повелитель мух”. Там я ввел хор ангелов, которого не было у Голдинга. И в записи этого хора участвовала… “Весна»!

Хор «Весна» звучит как ангелы

«Это фокус педагогики. Это как банка с рассолом. Я в “Весне” долго проработал, я понимаю, как это все устроено. Это совершенно не то, что в хоре Попова. Там отборные дети, голоса, слух. В хоре “Весна” это дети медведкинские, бабушкинские, все дети, кто живет вокруг. У большинства и слух средний и голоса слабые, там солистов очень мало. Но при этом такой выдающийся хор». В Детской музыкальной хоровой школе «Весна», прежде всего, учат любить музыку, смысл. «Дети не вокализируют, а больше осмысливают музыку. Вот они поют произведение и обязательно рисуют, изображают эту музыку. Они глубоко входят в каждый слог, в каждый звук. Они не случайно выигрывают на различных конкурсах, и в том числе среди взрослых. У них есть два Гран-при европейских хоровых конкурсов в Ареццо (Италия) и Толосе (Испания)».

Творчество Ефрема Подгайца – не только для детей, это большая серьезная музыка: четыре симфонии, 46 концертов для разных инструментов, четыре балета, много камерной музыки.

«Я пишу много музыки, моя хоровая музыка, например, не только для детей. Все ведущие хоры мира поют мои произведения. И вот, 7 октября в Большом зале консерватории – концерт в рамках Осеннего хорового фестиваля имени Тевлина. Там прозвучат три моих произведения: это кантата “Песнь о себе” на стихи Уитмена для смешанного хора и симфонического оркестра, кантата “Как нарисовать птицу”, которую поет “Весна”. И состоится мировая премьера моей Четвертой симфонии “Холмы” на стихи Иосифа Бродского, тоже с хором и органом. Исполнители – Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова и дирижер Евгений Бушков, Камерный хор Московской консерватории и “Мастера хорового пения”, органистка Евгения Кривицкая. Очень востребованы мои сочинения для баяна, для домры, мандолины, балалайки. Мне интересны разные тембры, поэтому написал музыку фактически для всех инструментов».

Метод Подгайца

«Не люблю ярлыки. Я вообще люблю музыку. Самое главное сформулировал один французский мой слушатель. Он сказал: “У нас во Франции много современной музыки. Но ее невозможно слушать, а ваша музыка – она современная, но она похожа на музыку”. Вот и я считаю, музыка должна быть похожа на музыку. И она пишется для людей. Когда говорят, что это проект, все – музыка закончилась. Музыкаэто моделирование чувств человека. Без человека музыки нет. Откуда берется музыка? Музыка это просто звуковые частоты, если бы не было человека, его психики, его опыта, его культурного багажа. Я просто пишу музыку, не задумываясь, примерно так, как растут деревья из семечка. Моя задача как композитора просто следить, как она, моя музыка, растет, ну иногда немножечко поливать. Это естественная форма. Ну и мне помогает база, заложенная в консерватории, это есть фундамент. Считаю, что в любой музыке ведущая роль – у мелодии, метра, гармонии – всего того, от чего уходили в XX веке; мне этот путь кажется тупиковым».

Для композитора очень важно найти свой источник вдохновения.  Ефрем Подгайц очень любит литературу, поэзию, живопись. «Композитор – коллектор рассеянной информации. Это точное выражение, которое я вычитал у Даниила Гранина. Композитор впитывает в себя искусство, философию, космологию. Например, 28 октября на фестивале “Московская осень” состоится моя премьера сочинения “Магический квадрат”, где я отталкивался от гравюры Альбрехта Дюрера “Меланхолия”. Там на заднем плане изображен квадрат, где написаны цифры. И сумма цифр по горизонтали, диагонали и вертикали равна 34. Там же зашифрован год создания этого квадрата. Я использовал эти магические цифры как основу для тематического материала моего сочинения. Так что идеи для сочинительства приходят абсолютно из разных источников».

Москва – место силы

Москва тоже мощно вдохновляет знаменитого композитора. Со своей супругой Ириной Ефрем Иосифович обожает гулять в столичных парках в поисках «мест силы».

«Я очень люблю Москву. Это мой город! Я люблю и центр Москвы – старые переулки, и новые пространства, парки прекрасные. Мы каждый раз с супругой думаем, куда поехать – в этот или другой парк. Один из наших любимых – Царицынский парк. Пару лет назад мы там гуляли. Был октябрь. Очень красивый. Я смотрю, лист падает с дерева, медленно и красиво. И я вспомнил рассказ О`Генри “Последний лист”. Потом пришел домой, и через два часа было готово произведение, которое называлось “Последний лист”. Его сейчас часто исполняют и скрипка с оркестром, и на аккордеоне есть версия. Вот такой наглядный пример об источнике вдохновения».

Если у композитора есть богатый внутренний багаж, то, соприкасаясь с какими-то элементами в природе, в городе, обнаруживая неожиданные связи с литературой, с искусством, высекается магическая искра, и на свет появляется музыка.