Владимир Королевский: Орган с домрой – удачная находка Персона

Владимир Королевский: Орган с домрой – удачная находка

В Тамбове завершился Первый международный конкурс композиторов Prima Domra памяти С. Рахманинова, Г. Державина, В. Поленова. В жюри вошли ведущие российские композиторы и педагоги в сфере народных инструментов: Максим Дунаевский, Кузьма Бодров, Антон Танонов, Александр Цыганков и Екатерина Мочалова – инициатор этого соревнования, проходившего в рамках V фестиваля Prima Domra. Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов отметила финалистов состязания. Специальный приз достался солисту Сочинской филармонии, органисту и композитору Владимиру Королевскому (ВК), с которым побеседовала генеральный директор Ассоциации Евгения Кривицкая (ЕК).


ЕК Володя, это ваш первый опыт сочинения музыки для народных инструментов?

ВК Да. Этому предшествовало создание одного переложения для домры и органа, так что на момент создания собственной музыки у меня уже было некоторое представление о домре, о том, как для нее писать и сколь многообразны возможности инструмента всего с тремя струнами. Чакона сочинилась быстро, за десять дней была завершена основная часть работы, а затем, в несколько подходов, произведение дорабатывалось и «причесывалось». В этом мне сильно помогла моя коллега по Сочинской филармонии первая домра оркестра «Русский сувенир» Анна Мягкая. Собственно, на само сочинение для домры меня вдохновил наш уже несколько лет существующий дуэт с Аней.

ЕК Я немного запуталась. Ваша Чакона звучала в номинации «Домра и фортепиано», но написана она для домры с органом. Как так получилось?

ВК Про конкурс я узнал из двух источников: от директора нашей филармонии Валерии Анфиногеновой и от Ани Мягкой информация прилетела почти одновременно. Собственно, они меня и мотивировали отправить заявку на конкурс Prima Domra, на свой страх и риск, что называется, поскольку номинации «Домра и орган» не было, только «Домра и фортепиано». Честно говоря, я не ожидал, что Чакона пройдет в финал; но она там оказалась, и пианист Алексей Вакер совершил поистине достойный уважения поступок, саккомпанировав мое произведение на рояле, играя по трем строчкам вместо привычных пианистам двух. По сути, он выполнил за композитора часть его работы: исполнительскую адаптацию для другого инструмента. А домристка Мария Галанова прекрасно исполнила солирующую партию. В результате получилась интересная интерпретация, а премьера для домры и органа еще впереди – в Сочи нашим дуэтом с Анной Мягкой.

ЕК Как бы вы оценили уровень конкурса в целом?

ВК Я слушал почти всех и могу предметно согласиться с тем, что сказал председатель жюри Александр Чайковский перед объявлением результатов: уровень конкурса оказался очень сильным. Особенно меня впечатлила номинация «Домра и хор», и не только произведение будущего победителя конкурса Эльмира Низамова, но и несколько других. В номинации «Домра и фортепиано» обратили на себя внимание «Сцены из деревенской жизни» Артема Ананьева, которые в итоге были отмечены второй премией. Вообще, слушая других участников, я ловил себя на мысли, что, окажись я в составе жюри, мне было бы весьма непросто ранжировать для себя прозвучавшие в финале конкурса сочинения. Предполагаю, что разница в баллах между конкурсантами вполне могла оказаться минимальной.

ЕК Насколько помогает или мешает, когда у конкурса композиторов есть тематические условия – в данном случае связь с творчеством Державина или Поленова?

ВК Скажу честно, что эпиграф из стихотворения Державина «Видение Мурзы» был предписан к моей Чаконе уже после ее сочинения, на этапе формирования конкурсной заявки. Как минимум я ближе познакомился с творчеством Гавриила Романовича, когда искал созвучные моему произведению строки, что уже неплохо. Так что не мешает точно. Наверное, в некоторых случаях и помогает, например, когда композитор видит конкурсные условия и начинает сочинять то или иное произведение специально под них, и, если в условиях есть тематические связи с какими-то смежными видами искусства, это может придать дополнительный творческий импульс, задать определенное направление замыслу и фантазии композитора. С другой стороны, такие условия могут сократить потенциальное количество участников конкурса. Кажется, в случае с Prima Domra этого не произошло: из 67 заявок отобрали в финал 16 – довольно впечатляющие цифры для композиторского конкурса.

ЕК В вашей практике органиста приходилось ли выступать с домрой? Насколько вообще народные инструменты могут сочетаться с органом?

ВК Нашему дуэту с Анной Мягкой уже больше трех лет. Как мы с Аней шутим, в таком сочетании – домра и орган – нет ничего необычного. На самом деле, конечно, есть: сочетание органа с народными инструментами продолжает оставаться эксклюзивом. Кроме домры я часто играю с балалайкой, с артистом «Русского сувенира» Андреем Венниковым. Могу уверенно сказать, что соединение органа с балалайкой и домрой – удачная находка, даже только с акустической точки зрения: у наших инструментов разная природа звука – четкая струнно-щипковая атака народных инструментов поддерживается и обволакивается объемным звучанием органа.

Другой интересный вопрос – репертуар. Его диапазон у нас крайне широк, от переложений пьес, написанных непосредственно для домры и балалайки (Цыганков, Андреев, Шалов) до исполнения «бессмертной классики». Например, с Аней мы играем си-минорную сюиту Баха, а с Андреем – до-мажорный концерт Чимарозы. Внутри этого диапазона – никаких ограничений, кроме нашего вкуса и понимания того, какой репертуар «пойдет» на народных инструментах с органом, а какой – нет. «Пойдет» в нашей практике гораздо больше, вот теперь еще и мои собственные сочинения для домры «пошли», Чакона – не единственное. А еще в дуэте с домрой и балалайкой интересно то, что при удачно подобранной регистровке орган словно берет на себя функции аккомпанирующего народного оркестра, начинает звучать как народный оркестр. Когда получается так, художественный результат становится наиболее убедительным.

ЕК Наше интервью – это спецприз от Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов. Вы работаете в Сочинской филармонии. Насколько в вашем городе развито освещение концертной жизни?

ВК В Сочи ежегодно проводится Фестиваль органной музыки, в этом году уже в двадцать четвертый раз, я был участником последних семи и каждый раз наблюдал, как на пресс-конференциях неизменно собирался большой состав журналистов разных городских медиа. Артистов Сочинской филармонии часто приглашают участвовать в радио- и телеэфирах, где мы вместе с нашим директором Валерией Анфиногеновой рассказываем о концертной жизни нашего Дома (для многих из нас филармония является именно Домом), делимся планами и просто с удовольствием разговариваем о музыке. Так что концертная жизнь Сочи в городских медиа освещается весьма подробно. Кроме этого, в Сочи, как известно, регулярно проходят разные масштабные события, например, Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. Такие проекты привлекают внимание федеральных СМИ, и в связи с этим меня как сочинского музыканта очень радует, что упоминания о наших любимых концертных площадках – Зимнем театре и Зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской – расходятся по всей нашей стране.

Олеся Евстратова: К народному оркестру отношусь с особой теплотой Персона

Олеся Евстратова: К народному оркестру отношусь с особой теплотой

Сергей Шестаков: Для меня важно, чтобы пьеса каждый раз звучала по-новому Персона

Сергей Шестаков: Для меня важно, чтобы пьеса каждый раз звучала по-новому

Сэр Саймон Рэттл: «Страсти по Матфею» – оратория-Эверест и привилегия для исполнителя Персона

Сэр Саймон Рэттл: «Страсти по Матфею» – оратория-Эверест и привилегия для исполнителя

Майкл Спайрс: До героев Вагнера надо дозреть Персона

Майкл Спайрс: До героев Вагнера надо дозреть