Домра как центр мироздания События

Домра как центр мироздания

В Тамбове прошел V фестиваль Prima Domra

Пять лет – срок, свидетельствующий о серьезности намерений. Как и программа, которая с каждым разом насыщается новыми интересными событиями. Тут нет проходных концертов, второстепенных артистов – каждый со своим лицом, особенным репертуаром. Но за всем угадывается направляющая мысль Екатерины Мочаловой – известной исполнительницы на домре и мандолине, инициатора-основателя этого необычного форума. Она заказывает современным композиторам сочинения, которые впервые звучат тут, в Тамбове, и воспевают великих людей этих мест. На открытии был показан музыкально-драматический спектакль «Державин» для актеров, альта, домры, хора и камерного оркестра. Великий поэт, как оказалось, несколько лет губернаторствовал в Тамбове, сделал много полезного, но оказался слишком честным и принципиальным, за что и был в результате интриг и наветов смещен. По заказу фестиваля драматург, режиссер Александр Бутвиловский написал специальную пьесу, положив в основу воображаемый диалог Пушкина и Державина: тут и темы столкновения эпох и символической «передачи лиры», и история взаимоотношений Державина и Екатерины II, «Фелицы», которой поэт посвятил множество строк. В спектакле, поставленном Ольгой Ивановой, Пушкина – легкого, чуть ироничного – сыграл Григорий Сиятвинда, а в почтенном образе классика-Державина на сцену Тамбовского драматического театра вышел корифей Малого театра Василий Бочкарев.

Александр Чайковский написал замечательную музыку, в которой, не подделываясь под стиль XVIII века, сумел передать очарование архаики стихов Державина и блеск пушкинского слога. Перед композитором встала задача внести максимальную динамичность в документально-метафорический текст пьесы, где описания героев и ситуаций перемежались поэтическими строками. Музыкальная драматургия построена на гибких сменах звучания ансамбля Altro Coro под руководством Александра Рыжинского то соло, то с домрой и/или ансамблем «Солисты Москвы» с Юрием Башметом, которые оттеняли разговорные диалоги героев. Но особое внимание привлекли камерные интерлюдии, где домра вела изысканный дуэт с альтом. Союз Екатерины Мочаловой и Юрия Башмета оказался исключительно удачным. Тембры инструментов идеально сливались, а ощущение фразы, пульса, мелодических изгибов у этих музыкантов было настолько единым, что хотелось продлить мгновения этой завораживающей красоты. «Катя – лучшая, она делает для своего инструмента то, что я когда-то делал для альта, заказывая музыку композиторам своего времени», – поделился после исполнения Юрий Башмет. – Мы очень рады, что наконец приехали в Тамбов, на фестиваль Prima Domra, о котором уже много слышали».

В первом отделении концерта-открытия не менее мощно были исполнены «Солистами Москвы» под управлением Юрия Башмета сочинения Кузьмы Бодрова – композитора, уже хорошо известного тамбовчанам по прошлым фестивалям. Его «Мечта о космосе» для хора и оркестра передала дыхание вселенной, Концерт для домры и струнных позволил продемонстрировать Екатерине Мочаловой и зашкаливающую виртуозность, и тончайшее пиано, заставлявшее зал замирать и «обращаться в слух». А остроумная пьеса «Пять отражений на тему 24 каприса Паганини» дала возможность развернуться скрипачам «Солистов Москвы». Паганини по мысли Бодрова «отражался» в знаменитых скрипичных концертах – Бетховена, Брамса, Прокофьева, П. Чайковского и Берга, цитаты из которых переплелись с интонациями 24-го каприса. Не обошлось и без элементов инструментального театра: пять скрипачей с разных пультов – Ольга Колгатина, Арина Шевлякова, Андрей Поскробко, Михаил Ашуров, Кирилл Кравцов – последовательно вставали и солировали, бравируя прекрасной исполнительской формой. Обрамляли всю композицию фразы альта (их играл сам Башмет, меняя дирижерскую палочку на смычок) – таинственно-мистические, как и сам Паганини и его каприс.

 

Кроме креативно выстроенной концертной части, где впервые в Тамбове звучала современная домровая музыка, в фестивале (который проводится при деятельной поддержке Правительства и Министерства культуры Тамбовской области) не менее важной была образовательная программа – академия, где с молодыми домристами занимались именитые педагоги – профессора РАМ имени Гнесиных Александр Цыганков и Александр Круглов и заведующая кафедрой струнных народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории Наталья Шкребко.

В этом году Екатерина Мочалова затеяла конкурс композиторов (поддержанный Президентским фондом культурных инициатив) и придумала генеральную концепцию: создать партитуры для домры с фортепиано, с хором, с камерным оркестром и сочинения для народного оркестра, посвященные Гавриилу Державину, Василию Поленову, Сергею Рахманинову – гениям этих мест. Победителем стал композитор из Казани Эльмир Низамов, чье уверенное мастерство позволило создать эффектное прочтение последнего стихотворения Державина «Река времен»: остинатные пассажи в начале и в конце символизировали бесконечное течение вод, а немного ностальгическая мелодия корреспондировала со смыслом текста – о быстротечности всего земного. Солирующая домра (Илья Стреляев) обвивала орнаментами хоральную фактуру, выразительно говоря «без слов» о том же.

Судило участников (из 67 заявок в финал прошло 16 партитур) представительное жюри под председательством Александра Чайковского, с которым вместе выносили вердикт композиторы Максим Дунаевский (параллельно на фестивале прошел его авторский вечер), Кузьма Бодров, Антон Танонов и педагоги Александр Цыганков, Екатерина Мочалова, а также Роман Бажилин, ректор ТГМПИ имени С.В. Рахманинова, который взял на себя всю организационную часть. После конкурса удалось обменяться впечатлениями с Екатериной Мочаловой (ЕМ).

 


ЕК Вы удовлетворены результатом? Сами планируете что-то сыграть из присланных сочинений?

ЕМ Рада такому количеству заявок: качество сочинений поразило и меня, и все жюри. Да, я нашла несколько сочинений, которые хотелось бы сыграть. Мы обсудили с ректором Гнесинской академии Александром Сергеевичем Рыжинским, что номинация «Домра с хором» получилась очень сильной. Это первый конкурс, где предлагается композиторам такой формат. Я что-то исполню сама, какие-то сочинения возьмут мои студенты. Думаю, что многие домристы заинтересуются: у нас была прямая трансляция, нас смотрели во многих городах, и запись остается доступной и дальше. Планируем издать эти ноты. Уверена, что сочинения наших лауреатов станут репертуарными.

ЕК Один из членов жюри высказал мнение, что слишком много тональной музыки.

ЕМ Мне кажется, самое важное, чтобы идея композитора была понятна исполнителю, считываемая и мной, и слушателем через мою игру. А какими средствами и техниками она будет выражена – авангардным ли языком или более привычными путями, это уже не принципиально. Необходимо, чтобы триада «композитор – исполнитель – слушатель» сошлись в одной точке. Если же только композитор понимает, чтó он написал, а музыканту что-то надо додумывать, если эта триада не складывается, тогда сочинение не станет востребованным. Главное – талантливо ли музыка написана.

ЕК Какая перспектива дальше у этого конкурса?

ЕМ Уже несколько лет в рамках нашего фестиваля проходил конкурс молодых исполнителей на домре, и мы здесь открыли целый пул замечательных артистов. Лауреаты обязательно получают приглашение на следующий фестиваль уже с сольным концертом. А конкурс композиторов мы проводим впервые, и в нем как интерпретаторы конкурсных партитур участвовали наши лауреаты-исполнители. Думаю, такая связь молодежи – играют молодые, пишут новую музыку тоже в основном молодые авторы – способствует появлению профессионального сообщества. Они все тут подружились, стали складываться интересные творческие контакты. Композиторы же приехали на финал, репетировали, некоторые сами принимали участие в исполнениях. Таким образом, мы объединяем и соединяем людей. И в будущем хотим чередовать: год – исполнительское состязание, год – композиторский конкурс.

ЕК Будут ли меняться номинации?

ЕМ Возможно. Домра и фортепиано – это самое привычное сочетание, большинство репертуара существует для такого дуэта. Я очень хотела, чтобы появились сочинения для домры и струнного оркестра – их гораздо меньше, а что касается домры и хора, то такой ансамбль сложился вообще только пару лет назад, но это направление мне видится очень перспективным. Щипковый инструмент и человеческий голос, тремоло и пение дают особенную краску. Тут есть и барочные корни, ведь пение под аккомпанемент лютни было повсеместно распространено в XVII веке. И в то же время – тут очень русская история: тремоло – это выражение биения человеческого голоса, дыхания, волнения. Уверена, что это направление будет интенсивно развиваться. Конечно, номинация «Народный оркестр» тоже важна – необходимо, чтобы коллективы активнее поворачивались навстречу современной музыке, включали музыку композиторов наших дней. Достаточно часто появляются сочинения для солирующего инструмента и оркестра, а вот только для народного оркестра – почти нет, а была цель увлечь композиторов такой идеей. Возвращаясь к вопросу, я бы хотела ввести номинацию «Домра и симфонический оркестр», может быть, «Домра и квартет», даже «Домра и орган».

Тишина… Беззвучие… Покой События

Тишина… Беззвучие… Покой

Самарский театр привез «Мастера и Маргариту» на Историческую сцену ГАБТ

Преступный царь Борис в Бурятской опере События

Преступный царь Борис в Бурятской опере

В Улан-Удэ показали новую редакцию шедевра Мусоргского

Давай закурим, товарищ, по одной События

Давай закурим, товарищ, по одной

В Пермском оперном театре поставили «Пиковую даму»

Абай и другие События

Абай и другие

О гастролях театра «Астана Опера» на Новой сцене Большого театра