Самара – третий город Шостаковича после Санкт-Петербурга (в котором он родился и прожил полжизни) и Москвы (в которой прошла его вторая половина жизни). Ровно посередине оказалась Самара, точнее, Куйбышев (как город назывался в СССР), где композитор с семьей пробыл полтора года в эвакуации (с октября 1941-го по март 1943 года). Всего полтора года, но каких! Они вместили в себя главное музыкальное событие Великой Отечественной войны: окончание работы над Седьмой симфонией (27 декабря 1941) и ее мировую премьеру (5 марта 1942), которая состоялась именно здесь, в Театре оперы и балета, носящем теперь его имя (с 2022).
Фестиваль молод, проходит только в пятый раз, но у него уже есть свои традиции: например, проводить концерты в двух городах (Самаре и Тольятти), отмечать день рождения Дмитрия Дмитриевича несколькими событиями. Начать с утренней встречи у его памятника в театральном сквере – возложить цветы, послушать концерт юных музыкантов из школы имени ДДШ, а также речи людей известных и причастных. В этом году, например, в Самару приехал старейшина петербургской музыковедческой школы, главный редактор газеты «Мариинский театр» Иосиф Райскин. «Человек древний», как сам себя назвал, он выступил с блестящей речью, рассказав о том, что, находясь с семьей в эвакуации, шестилетним мальчиком побывал на эпохальной премьере Седьмой симфонии, которую не забудет никогда. В тот мартовский вечер он раз и навсегда влюбился в музыку композитора, не пропускал потом ни одной мировой премьеры его произведений, где бы они ни случались. Был и лично знаком с ним. В своей статье для фестивального буклета музыковед очень точно высказался о самой сути творчества Шостаковича, которому «удалось перелить общую судьбу во всеобщую песнь». Пожалуй, точнее и не скажешь: музыка Шостаковича – это действительно музыка «общей судьбы», вот почему она так важна для всех нас – для каждого и для нации в целом.
Не меньший энтузиаст и горячий поклонник Дмитрия Дмитриевича – самарский композитор, народный артист России Марк Левянт. Именно он был тем человеком, который в 2006-м, в год столетия Шостаковича, инициировал решение о переименовании части Рабочей улицы, где жил композитор, в улицу его имени. И именно он возглавил фестиваль «Шостакович. Над временем», который является крупнейшим в мире из всех, что проводятся в честь ДДШ.
Фестиваль протяженный (идет две с половиной недели) и масштабный: в афише – концерты, спектакли (оперы, балеты, драматические постановки), творческие встречи, круглые столы, презентации книг. Форматы разные, но, хотя далеко не каждый вечер звучит музыка главного героя, все они так или иначе связаны с ним, причем это не только связь с Шостаковичем как с композитором, но и как с личностью, глубоко мыслившей и чувствовавшей. Проекты значительные, продуманные и, что немаловажно, с участием первых артистов и музыкантов.
В этом году высокую звездную планку задал уже вечер-открытие: бас Ильдар Абдразаков, пианист Энджел Вонг и Самарский филармонический оркестр с худруком Денисом Власенко исполнили Праздничную увертюру и Сюиту Шостаковича на слова Микеланджело Буонарроти, а также Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. Сюита – произведение особое, позднее (1974), это итог вокального творчества, в котором раздумья о смысле жизни, о смерти и бессмертии. Как писал Шостакович, оно возникло под впечатлением от «красоты стихов Микеланджело, глубины его мыслей, простоты и гениальности всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества». Именно этот цикл, прозвучавший, кстати, в Самаре впервые, стал смысловым акцентом вечера и мощным зачином ко всей программе, тем более что его исполнил такой выдающийся артист, как Ильдар Абдразаков. Сюита Микеланджело – «коронка» в его репертуаре, он пел ее неоднократно, в том числе с такими дирижерами, как Риккардо Мути, Валерий Гергиев, Юрий Башмет.
Столь же мощным стал и финал фестиваля, который пришелся на день рождения Дмитрия Дмитриевича. Начавшись утром, как уже было сказано, у памятника работы Церетели, он продолжился презентацией книги «Письма Леонида Когана» (редактор – Евгения Кривицкая) – нашего великого скрипача, который много играл скрипичные концерты ДДШ. А завершился вечером в Самарской филармонии. На сцену вышли могучие силы: хор и оркестр Симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Своеобразной аркой к открытию фестиваля прозвучала симфоническая поэма Шостаковича «Казнь Степана Разина» на стихи Евгения Евтушенко. Тоже позднее сочинение (1964), затрагивающее те же темы – жизни, смерти и бессмертия. Только здесь масштаб бедствия еще более явный, ведь «Казнь» – это, по сути, театральный спектакль, трагедия, в ее центре – народный герой, которого публично казнят в присутствии этого самого народа.
Впрочем, Капелла представила и другого Шостаковича – легкого и ироничного, Шостаковича раннего периода. Тут и сюита из балета «Болт» (1931), и самарская премьера неоконченной сатирической оперы «Большая молния» (1932) – о поездке молодых советских специалистов в Америку. Опера не окончена, но увертюра и восемь сцен потом пригодились в написании оперы «Оранго», впрочем, также оставшейся незавершенной. Вроде бы композитору не понравилось либретто Николая Асеева, но, слушая великолепную, яркую музыку в исполнении коллектива столь высокого класса, как Капелла Полянского, понимаешь, что либретто не столь уж и важно. Ведь, как точно подметил некий рецензент в далекие 1930-е годы, Дмитрий Дмитриевич писал музыку «к собственным мыслям, куда более значительным и содержательным, чем либретто». И он, безусловно, прав. Ну а в пандан к страшной трагедии Степана Разина в финальном концерте прозвучал и духовный хор Шнитке на стихи армянского философа, поэта и богослова Х века Григора Нарекаци «Собранье песен сих».
Шнитке, как известно, считается духовным наследником Шостаковича – не случайно в фестивальной афише его имя встречается не раз: это не только упомянутый хор, но и спектакль «Мертвые души» на музыку Шнитке с Даниилом Спиваковским в роли чтеца. В каком-то смысле таким же последователем Шостаковича можно считать и Эдуарда Артемьева с его грандиозным глубокомысленным реквиемом «Девять шагов к преображению». Он был посвящен Владимиру Минину и прозвучал на фестивале в исполнении основанного им хора.
Крупным планом выделялись в фестивальной афише еще два автора: Хачатурян и Бриттен, каждый из которых был связан с Шостаковичем своими нитями. Арама Хачатуряна если и нельзя назвать другом Шостаковича, то, по крайней мере, они относились друг к другу с большой симпатией, общались как добрые коллеги. Шостакович поддержал Первую симфонию Хачатуряна, они вместе участвовали в конкурсе на создание Гимна СССР (и оба проиграли). Хачатурян ценил Шостаковича невероятно высоко, называл его «совестью советской музыки». Так что знаменитый балет «Спартак» в фестивальной афише появился вполне закономерно. Кстати, не в хрестоматийной хореографии Юрия Григоровича, а в постановке Большого театра Беларуси 1980 года (хореограф – народный артист СССР Валентин Елизарьев).
С Бриттеном отношения были более близкие, дружеские. Достаточно сказать, что британский классик посвятил Дмитрию Дмитриевичу оперу «Блудный сын» (1968), а Шостакович Бриттену – Четырнадцатую симфонию (1969). При всем различии судеб в них все же много общего: увлечение джазом в молодости, интерес к киномузыке, особая любовь к театру. А главное – оба национальные художники, глыбы, возвысившие голос своей культуры и ставшие непререкаемыми духовными авторитетами в мире. Оба испытывали влияние друг друга. Бриттен писал о том, что их работы различны, но вместе с тем «сходны по целям, подобно детям похожих отцов». И, как отмечала в своей статье Людмила Ковнацкая, важно, что «отцы» эти у них одни и те же: Малер и Бах, Шуберт и Чайковский, Прокофьев и Берг, Стравинский и Мусоргский. И эта общность перевешивает, недаром Бриттена и Шостаковича часто «скрещивали»: провели фестиваль их имени в Швейцарии (2019), тогда же был основан российско-британский оркестр «Бриттен-Шостакович». И в этом контексте более чем естественно появление на фестивале в Самаре премьеры оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» в постановке Самарского оперного театра имени Шостаковича (режиссер – Алла Чепинога, дирижер-постановщик – Евгений Хохлов).
И это далеко не все события юбилейного, Пятого фестиваля в Самаре. Выступили еще Евгений Миронов и Марина Александрова с концертной программой «Евгений Онегин» вместе с Московским симфоническим оркестром под руководством Ивана Рудина, петербургский «МолОт-ансамбль» современной музыки и не только.
«Шостакович. Над временем» – емкое, точно найденное название. В нем и отражение той эпохи, в которой композитор жил, и вечный, вневременной характер всего им созданного. Кажется, он и теперь продолжает говорить с нами, говорить не о «былом и думах», а о нас сегодняшних, о нашем горячем, тревожном: о вызовах, о борьбе за выживание. И говорит он как провидец, пророк, который точно знал, что бороться и побеждать нам придется снова и снова. А значит, его великая музыка нам будет всегда нужна.
«Я словно б мертв, но миру в утешенье я тысячами душ живу в сердцах всех любящих, и, значит, я не прах, и смертное меня не тронет тленье». Так заканчивается Сюита на стихи Микеланджело, написанная к 500-летию со дня рождения итальянского маэстро эпохи Возрождения. А кажется, будто написано сегодня и о нем, Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче…