String Quartets <br> OpensoundOrchestra <br> Fancymusic Релизы

String Quartets
OpensoundOrchestra
Fancymusic

В альбоме солистов OpensoundOrchestra записана новейшая музыка для струнного квартета. Шесть российских композиторов — Владимир Мартынов, Владимир Кобекин, Настасья Хрущева, Эльмир Низамов, Анатолий Палаев и Игорь Жоховский — маркированы как представители Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани, Петрозаводска и Нижнего Новгорода. Концепция альбома сложилась благодаря проекту OpensoundQuartet — в 2022 году при поддержке Союза композиторов России скрипачи Станислав Малышев, Инна Зильберман, альтист Павел Романенко и виолончелистка Ольга Калинова исполнили актуальные квартетные сочинения в семи городах России.

«Идеей тура было исполнение произведений как именитых зарубежных и российских авторов, так и поиск новых имен, отдаленных от столичной культурной жизни», — комментирует лидер OpensoundOrchestra Станислав Малышев. В каждом городе музыканты обязательно играли сочинение местного автора, проводили творческую встречу и паблик-ток со слушателями. Это помогало выстроить диалог, рассказывать о новейшей музыке для струнного квартета в деталях.

Стилистически альбом String Quartets вряд ли можно назвать радикальным — на лейбле Fancymusic в свое время выходили записи квартетов Дмитрия Курляндского, Александра Хубеева или Алексея Сысоева, и там представлены неординарные звуковые эксперименты. В новом релизе опусы шести российских авторов наследуют традиции отечественной композиторской школы, эстетику минимализма, джазовые идиомы. Это яркая музыка, которая, несомненно, продолжит жить в концертах OpensoundOrchestra и, надеюсь, пополнит репертуар других российских коллективов.

В String Quartets все подчинено красоте звучания — не случайно «Заповеди блаженств» Владимира Мартынова (финальный трек альбома) заинтересовали итальянского режиссера Паоло Соррентино, в итоге став саундтреком к фильму «Великая красота». Индивидуальное начало в «Заповедях» в соответствии с философией «конца времени композиторов» уступает место канону.

Свежо звучит сочинение Анатолия Палаева, в котором соединились вдохновение ландшафтами и озерами Карелии, джазовый стандарт Blue Skies Ирвинга Берлина и хитроумные полифонические приемы. Quartet Игоря Жоховского, напротив, воспринимается достаточно консервативно, но это не лишает музыку обаяния и тонкого вкуса. Нижегородский музыкант в последние годы выступает под псевдонимом Zhokhowski, интересно работает с эмбиентом и электронным звучанием.

Весьма остроумно решен квартетный цикл Владимира Кобекина «Три русские песни», где солисты не только играют на инструментах, но и запевают энергичную «Веснянку». Витальность этой партитуры контрастирует с мрачными красками сюиты Эльмира Низамова «Люди». Изначально она создавалась как музыка к спектаклю «Адмнр», в котором рассказывалось о голоде в Поволжье 1920‑х годов. По словам татарского композитора, темы отчаяния и надежды стали ключевыми при написании квартета.

Самым эффектным произведением нового альбома, на мой взгляд, стали «Пять песен на Рождество» от Настасьи Хрущевой. Минимумом средств композитор достигает сильных аффектов, струнные при этом прописаны крайне детализированно. Музыканты играют слаженно, дышат словно единый организм. Партитура создавалась Хрущевой специально для солистов OpensoundOrchestra в рамках творческой программы «Ноты и квоты». По словам скрипача Станислава Малышева, для его коллектива «Пять песен» послужили отправной точкой к изучению новейшей квартетной музыки, которую создают сегодня в столице и за ее пределами.