Сегодня новость о концерте на крыше многоэтажки или вечер классической музыки в старинной лютеранской церкви уже вряд ли кого-то удивит. А что насчет симфонического оркестра в бассейне, где зрители плещутся рядом с музыкантами, цепляясь за надувные круги? Или концерта в жерле спящего вулкана? В такие моменты невольно задаешься вопросом: будь у артистов возможность устроить шоу на Луне, разве они бы не ухватились за нее? Ведь часто важен не сам концерт, а эффект «резонанса» и шумиха вокруг. Иногда подобные представления выглядят свежо и занимательно, местами – вполне приемлемо, но порой фантазия уходит настолько далеко, что хочется спросить: «Вы это серьезно?» Представляем вам топ самых необычных мест, где музыканты когда-либо решались продемонстрировать свое искусство.
Быть ближе к звездам канадский астронавт Крис Хэдфилд хотел с детства. Но кто мог предположить, что он сам однажды станет звездой, записав музыкальное кавер-видео на борту международной космической станции? В 2013 году Хэдфилд спел знаменитую песню Дэвида Боуи Space Oddity в космосе и по возвращении на Землю выложил видеозапись в сеть. В ролике можно увидеть, как астронавт парит в герметичном пространстве космического шаттла, закручивая и подбрасывая невесомую гитару вверх и вниз. Хэдфилду удалось сделать космос романтичным местом, а не пугающей бездной. Конечно, это не совсем концерт, но в современных реалиях, честно говоря, безопаснее наблюдать за происходящим из дома. Спустя два года астронавт представил еще одиннадцать авторских композиций, которые он объединил в «космический альбом» под названием Space Sessions: Songs from a Tin Can.
В звуконепроницаемой плексигласовой коробке
Вы наверняка не раз слышали о немых вечеринках, где люди танцуют в тишине с наушниками в ушах. Но как насчет молчаливых концертов? В 2013 году британская синти-поп-певица Little Boots с командой музыкантов выступала для трехсот человек в звуконепроницаемой комнате из плексигласа. Все зрители находились в наушниках. Здесь на ум приходит одно: а почему бы артистам просто не выйти из «коробки» и сыграть вживую для всех? Остается лишь удивляться.
Совсем недавно британский певец и мультиинструменталист Джейкоб Кольер и норвежская певица Aurora участвовали в музыкальном перфомансе совместно с Greenpeace. Основной посыл – защита океана и климата. Музыканты объединили свои композиции в трогательную песню о любви и мире и исполнили ее на искусственном «айсберге» среди ледников Северного Ледовитого океана. «Я был потрясен величием Арктики – и вместе с тем ее хрупкостью. За последние сорок лет мы утратили две трети ее летнего ледяного покрова. Теперь это лишь тень прежнего облика, но еще не все потеряно – у нас есть шанс исправить ситуацию», – поделился Кольер.
«Мы The Cramps из Нью-Йорка, и мы проехали три тысячи миль, чтобы сыграть для вас», – с этих слов начался один из самых странных и одновременно самых панковых концертов в истории. В 1978 году The Cramps выступали перед сотней пациентов психиатрической больницы, расположенной в небольшом городке Напа на севере Калифорнии. Возможно, об этом никто бы никогда не узнал, если бы не арт-группа Target Video, решившая заснять все это дело на одну из первых доступных видеокамер Sony Portapak. Операторы проведали о событии и договорились с музыкантами о съемке. Результатом стал скандальный двадцатиминутный панк-фильм, вышедший в 1980 году. Удивительно, но, если взглянуть на видео, этот концерт ничем не отличается от типичного панк-рок-шоу: все наслаждаются, отплясывают в такт и отчаянно трясут головами. В конце концов, пациенты тоже люди и хотят веселиться, главное – не забывать о безопасности.
Еще одна «плавучая» сцена – на этот раз в английском бассейне Bramley Baths – стала местом для исполнения «Музыки на воде» Генделя. Летом 2011 года Йоркширский симфонический оркестр исполнял знаменитую сюиту в рамках фестиваля I Love West Festival, пока зрители не только плавали вокруг музыкантов, но иногда и под ними. Альтистка оркестра Линдси Браун, комментируя необычное выступление, отметила: «Приятно играть в такой атмосфере, где люди не сидят, словно приклеенные к стульям, и особенно радует, что дети и взрослые с таким энтузиазмом ныряли под воду, чтобы оценить акустику с глубины». Вода, как известно, отличный проводник, так что вполне возможно, что зрители открыли для себя новые, неожиданные грани звучания этого произведения.