Страсти по хору События

Страсти по хору

Союз композиторов России провел вторые «Композиторские читки. Хор»

С 1 по 4 октября в Камерном зале Московской филармонии и нелектории «Мелодия» прошел интенсив, в ходе которого молодые композиторы посещали образовательные лекции и работали над своими сочинениями на открытых репетициях с вокальным ансамблем Intrada.


Последние пять лет набирают популярность различные лаборатории и практикумы («Открытый космос», «Голос как инструмент», Международная академия молодых композиторов в г. Чайковском и другие). С 2018 года Союз композиторов России совместно с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) стали проводить лабораторию «Композиторские читки», куда авторы подавали уже готовые сочинения и разбирали их на ридинг-сессиях вместе с ансамблем. За время существования проекта многое изменилось: второй год подряд молодые композиторы пишут эскизы сочинений для хора или вокального ансамбля, консультируясь с кураторами перед тем, как представить произведение исполнителям.

Организаторы отмечают, что концепция хоровых читок 2023 года для ансамбля современной хоровой музыки Altro Coro была оправданной, что сказалось на количестве заявок, которых было вдвое больше, чем обычно. В этом году участникам представилась возможность услышать свою музыку в исполнении одного из лучших в России вокальных ансамблей – Intrada. В его репертуаре можно встретить имена Клауса Ланга, Сергея Ахунова и Алексея Сысоева, однако сочинения молодых композиторов не звучат на концертах ансамбля, поэтому возможность поработать с новыми партитурами была также интересна и вокальному коллективу.

Среди девяти композиторов лаборатории были и те, кто ранее принимал участие в «Читках». В этот раз желание молодых авторов создать музыку специально для Intrada было связано с переломными моментами в их творческой биографии. На кого-то повлияла недавно прошедшая в «ГРАУНД Солянке» лаборатория «Голос как инструмент», благодаря которой молодые композиторы стали проявлять интерес к голосу и работе с ним. Для кого-то написать хоровую партитуру стало важным шагом в профессии. Но есть и те, кто уже сотрудничал с Intrada и не желал упустить возможность сделать это снова.

Участники работали над новыми сочинениями в формате онлайн два месяца совместно с Владимиром Горлинским, Ефремом Подгайцем и Светланой Лавровой. Уже выбор кураторов говорит о том, насколько разные партитуры мы услышим на итоговом концерте лаборатории. Именно их лекции стали частью образовательной программы первого дня и должны были дать участникам широкий обзор ансамблевых и хоровых возможностей. Лекция Ефрема Подгайца под названием «Хор+» была многообещающей для участников, так как предполагала формат практикума. Однако реализовать его навряд ли получилось, заявленная идея осталась идеей: практикум оказался лекцией, смысл которой заключался в важности сочетания хора с музыкальным инструментом. Но, возможно, и такие встречи с состоявшимися композиторами станут важной частью для дальнейшего профессионального роста участников, так как в непринужденной беседе подчас говорится самое ценное. «Пишите разную музыку, ищите себя в разных ипостасях и не бойтесь показаться простым», – на такой мотивационной ноте завершился практикум Ефрема Подгайца.

Значимый диалог сформировался во время лекции Владимира Горлинского, который говорил о проблемах интонации, полифонических сложностях и фонической записи тембра. Свою лекцию он завершил рекомендацией для композиторов подумать перед репетициями с хором о звуковысотных «ключах» и тембровых задачах своих пьес. Интерес участников вызвала не только сама лекция Светланы Лавровой, но и ее рассказ о работе над сочинением для хора «Трудности перевода», текст которого был сгенерирован чатом GPT.

На образовательной части лаборатории был также опробован новый формат – «Презентация участников», которая могла показаться малоинтересной для слушателя. Однако и она полезна по ряду причин: именно здесь композиторы учатся говорить о себе, и именно здесь мы понимаем их замыслы. Тем более любопытно, как самопрезентация композитора будет резонировать с его произведением во время читок с хором. С этой формой хорошо соотнеслись и вечерние лекции третьего дня. Участников ждали практические рекомендации от нотного редактора, заведующего библиотекой оркестра musicAeterna Сергея Стройкина и редактора журнала «Музыкальная академия» Элины Андриановой, которая провела, по сути, стендап-лекцию. От нее молодые композиторы, которые только недавно учились «самопрезентовать» себя, получили ценные советы о том, как «заявлять» о себе на бумаге.

 

Три дня лаборатории включали в себя работу ансамбля с произведениями молодых авторов. Первый день репетиций открыла пьеса Лукаса Сухарева «Плачи» (Бöрданкывъяс). Композитор отмечает, что с обычным хором, возможно, не получилось бы реализовать его идею воссоздать голосом пограничное состояние между забвением и реальностью существования, между истерикой и плачем. Партитуру Лукаса Сухарева как самую сложную из всех представленных отметил главный хормейстер Богдан Петренко, замещавший в этот день художественного руководителя: «Это произведение усложняют ритмические трудности, а также язык народов коми, для воспроизведения которого должна быть проделана основательная работа коллектива». В композиции Варвары Чураковой «У бела моря», представляющей собой своего рода портрет русского севера с использованием элементов старообрядческого фольклора, также шла речь о корректном звукоизвлечении, артикуляции и произношении. Вместе с композиторами куратор Светлана Лаврова отмечала проблемы интонирования и воспроизведения того или иного звука. Возможно, сложность этих пьес не позволяла выйти за рамки «голых нот» и шире взглянуть на интерпретацию и концепцию, с чем и связано проведение итогового концерта лишь в конце октября.

Ярким контрастом стал второй день репетиций, что проявлялось и в характере сочинений, написанных под руководством Ефрема Подгайца, и в работе с исполнителями. Екатерина Антоненко, руководившая в этот день хором, впечатляла своей энергетикой. Возможно, у «Читок» был бы совершенно иной градус, если бы художественный руководитель все три дня был вместе со своим ансамблем. Участники рассказывали о своих сочинениях, Intrada оттачивала сложные эпизоды, которых по сравнению с прошлым днем было куда меньше. Наблюдать за рабочим процессом со стороны было любопытно, поскольку вопросы вокруг партитур имели иное содержание: скорее не «как исполнить?», а «что вложить?». Особенно это чувствовалось в произведении Анны Кузьминой «Украшение», которая подобрала нужные «ключи» в работе с ансамблем. Интересные идеи прослеживались и в произведениях Даниила Ерёмина (Даня Фисько), Анжелики Габибовой в последний день читок. Но оценить сочинения в условиях открытой репетиции, на которой еще происходит техническая работа над текстом, сложно.

 

Лаборатория Союза композиторов России остается важным проектом для молодых авторов, которые только на практике, в процессе общения с исполнителем могут «прочитать» реальные возможности своей партитуры. Участница читок Анжелика Габибова поделилась впечатлениями от проекта: «Это был мощный интенсив, который не ограничился четырьмя днями, так как до этого я брала несколько консультаций у Владимира Горлинского. Мы детально разбирали нотацию моего сочинения, под микроскопом рассматривая каждый такт, искали определения каждому тембру и краске. В процессе сочинения пьесы “Видеть сны” я руководствовалась своим голосом, параллельно записывала демо – и для того чтобы проверить используемые мной техники, и для того чтобы послушать свое сочинение целиком. Но на репетиции с хором я поняла, что передо мной совершенно другой исполнитель со своим лицом, бэкграундом и со своей уникальностью. Это позволило мне взглянуть на свое сочинение под другим углом и, конечно же, отметить в партитуре какие-то детали, которые я надеюсь использовать в дальнейшем».

«Композиторские читки. Хор» и для Altro Coro, и для Intrada, несмотря на высокий профессионализм коллективов, стали вызовом. Их ожидали сложные партитуры и ограниченное количество времени на подготовку. Масштаб задумок и полнота красок партитур молодых композиторов были ощутимы уже на репетициях, однако оценить реализацию музыкального материала можно будет лишь 31 октября в ДК «Рассвет». Из-за продолжительного перерыва между репетициями и итоговым концертом сложилось впечатление, что первая часть проекта завершилась многоточием: ансамблю Intrada еще предстоит отточить технические сложности в пьесах, написанных специально для них.

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года

Мефисто-танго События

Мефисто-танго

Первый российский исполнитель «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке снова сыграл знаменитую кантату

Холмы – и никаких равнин События

Холмы – и никаких равнин

Авторский вечер к 75-летию Ефрема Подгайца завершил XX Осенний хоровой фестиваль

Жемчужины неправильной формы у Черного моря События

Жемчужины неправильной формы у Черного моря

В «Сириусе» завершились «Дни барокко»