На федеральной территории прошел мини-фестиваль, посвященный эпохе барокко; открылся он, что символично, в Международный день музыки. Пока в «Сириусе» активным ходом продолжается строительство концертно-театрального комплекса, художественный руководитель фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай делает все, чтобы культурно-светская жизнь и просветительство здесь не вставали на паузу. Недавно в «Сириусе» триумфально завершился традиционный Большой летний фестиваль, собравший звезд от мала до велика; теперь же организаторы запустили проект, полюбившийся публике еще с прошлого года. Той осенью погружение в мир барочной музыки совершил оркестр La Voce Strumentale Нижегородского академического театра оперы и балета, а в этот раз эстафету подхватили хор и оркестр Questa Musica с бессменным руководителем Филиппом Чижевским. «Дни барокко» – три концерта в зале «Атом» в пространстве Парка науки и искусств «Сириус» – можно без сомнения назвать и «днями Чижевского»: дирижер показал панораму музыки 1600–1750-х годов, объединив в программе сочинения французских, итальянских, английских и немецких композиторов. Другой немаловажной персоной проекта стал музыковед Роман Насонов, который выступал с лекторским словом перед началом каждого концерта и рассказал о жанре concerto grosso в коворкинге VK Дома.
Ханс-Йоахим Фрай признался, что именно Филипп Чижевский со своим коллективом вдохновил его на создание в «Сириусе» проекта, посвященного эпохе барокко. Местная публика, привыкшая к составам большого или камерного оркестра классического типа, получила уникальную возможность познакомиться с принципом взаимодействия солистов в барочном ансамбле и ни на что не похожим звучанием старинных инструментов (клавесин, лютня, теорба). И музыканты Questa Musica в этом смысле оказались лучшими проводниками-экскурсоводами, выстроив музыкальный маршрут от признанных «хитов» до известных только музыковедам и аутентистам произведений. Для первого концерта Чижевский не побоялся взять мессу L’Homme Armé лидера нидерландской полифонической школы Гийома Дюфаи, один из самых вокально сложных опусов эпохи Возрождения. Сохраняя благородство и строгость звучания, хор Questa Musica плел полифонические кружева с особой тщательностью и аккуратностью. Это искусство причудливых сплетений в ином ключе продолжилось в «Мессе в канун Рождества» Марк-Антуана Шарпантье – светском духовном цикле, прославляющем наступление великого праздника. Переклички «ангельских» голосов, ликующие диалоги ансамбля и хора, выразительные соло и торжественное тутти – так триумфально завершился «первый день барокко», подарив две жемчужины неправильной формы из роскошной шкатулки Филиппа Чижевского.
Второй вечер ожидаемо собрал аншлаг, поскольку в программе значились «Времена года» Вивальди. Впрочем, Роман Насонов призвал публику не просто абстрагироваться и радостно узнавать известные темы, а представлять себе крестьянский праздник в «Осени» и как замерзали итальянцы суровой зимой, – и, конечно же, аплодировать разрешалось только между циклами. Однако ансамбль Questa Musica и солист, скрипач Леонид Железный, играли четыре концерта практически без пауз, словно на одном дыхании, поэтому выполнять рекомендации ведущего оказалось сложно. «Застращал нас, никак не понимаю, можно ли уже хлопать», – пожаловалась одна слушательница другой. Выражать свою признательность музыкантам хотелось едва ли не после каждой невероятно «вкусной» и изобретательно сыгранной части. «Времена года», одно из самых популярных сочинений на планете, предстали без всякого пафоса и нарочитой виртуозности, по-театральному ярко. Чижевский легко сбросил с Вивальди груз интерпретаций, переложений и всевозможных трактовок, показав, как современно и драйвово может звучать даже самый заезженный хит. А Железный, похожий на дирижера и внешне и по энергетике, отлично подхватил этот настрой, также побуждая своих коллег по сцене двигаться в такт музыке.
Кстати, о танцах. На творческой встрече с Филиппом Чижевским Роман Насонов поинтересовался, специально ли маэстро вырабатывал свою танцевальную манеру взаимодействия с ансамблем, или у него это получается само собой, на что Чижевский пошутил, что всю жизнь занимался танцами. А если серьезно, то он не думает, что делает и куда двигается в момент энергообмена с музыкантами: «У меня кровь движется в жилах, таким меня создал Господь». Убедиться в правоте его слов пришлось на заключительном вечере проекта, где прозвучали два Concerto grosso Генделя, Первый клавирный концерт Баха и сюита из музыки Пёрселла к драме «Абделазар». Этот концерт стал, пожалуй, самым визуально зрелищным, музыкально непредсказуемым и запоминающимся во всех смыслах. Лекторский стендап Насонова здесь даже подвинул музыкальное шоу Чижевского. Так, рассказывая об истории создания баховского клавирного концерта, Роман Александрович отметил, что Карл Филипп Эммануил Бах так любил отца, что переписал рукопись этого сочинения для себя. А еще у Баха была прекрасная жена, которая пела и музицировала на клавире. «Вообще, женщина хорошо смотрится за клавиром дома, – принялся рассуждать Насонов. – Тогда он для них был что-то вроде социальной сети, постоянного источника развлечения». Клавесинистка Александра Коренева, исполнившая сольную партию на собственном инструменте (клавесин приехал в Сочи вместе с ней), смотрелась, действительно, отлично – но играла еще лучше. Солистке и ансамблю удалось выстроить единое целое, запустить пульсирующий механизм, который держал в напряжении от первого до последнего такта. Виртуозные «набеги» шестнадцатых и трели, подхватываемые строго выверенным аккомпанементом, сменялись лирико-философскими отступлениями о том, как многим скорбящим надлежит войти в Царствие Божие – а именно на этот текст была написана кантата №146 Баха, вобравшая в себя музыкальный материал концерта. На творческой встрече Чижевский признался, что трактует любое сочинение так, если бы оно было написано сегодня. И лучшим доказательством его слов стало знаменитое Рондо из сюиты к драме «Абделазар» Пёрселла, в котором было все: и удивительное командное чувство «локтя», и невероятная исполнительская свобода, и смелость тех, кто не боится выйти за рамки и традиции, ну и, конечно же, танцы.