Союз композиторов России запустил проект «Композиторские резиденции» при поддержке Минкультуры России. Александр Чайковский стал резидентом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», Алексей Сысоев творит с коллективами Московской филармонии, а Олеся Евстратова (ОЕ) обосновалась в Государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» имени Людмилы Зыкиной. О том, как продвигается работа над масштабной партитурой, о проблеме детских музыкальных постановок и о том, почему писать музыку для состава народных инструментов в последнее время стало трендом, с Олесей Евстратовой поговорила Вероника Калистратова (ВК).
ВК Олеся, многие ваши произведения написаны для русских народных инструментов или же связаны с русской историей: симфоническая картина «Княгиня Ольга», «Эхо Чернобыля» для смешанного хора с оркестром, поэма «Зодчие»… Русское и народное – это судьба, выбор или, может, настроение?
ОЕ Не совсем народное – скорее, связанное с историей и традицией. Такие вещи всегда родом из детства. Несмотря на то, что в музыкальной школе и колледже я училась играть на фортепиано, моим первым инструментом был баян: когда-то давно на нем играл папа. Мне, четырехлетнему ребенку, было сложно разобраться с этой сложной системой, поэтому я играла только мелодию, а папа подхватывал басы, сдвигал и раздвигал меха, и это был первый музыкальный опыт. Так что мне с детства передалась близость к тембрам наших инструментов. Может, это и судьба.
ВК Родными тембрами проще говорить о том, что касается каждого?
ОЕ Темы, которые созвучны многим, всегда найдутся. Если говорить о тембрах, у меня это связано в первую очередь с дружескими отношениями с исполнителями, для композитора это очень важно. Наиболее продуктивное, толковое рождается в тесной работе с ними. Будь то соло, дуэт, камерные составы или – самая большая мечта – оркестр. Вернейший путь – просто пробовать, здесь и сейчас, на живом примере. Как лучше выписать пассаж, какой исполнительский прием использовать – многое мы с ребятами решаем на ходу. Часто возникают, может быть, непонятные по тембру соединения, но они как раз продиктованы тем, что в них можно сделать что-то свое именно в тесной связи с исполнителем. И «Композиторские резиденции» как раз посвящены самому масштабному звену этой связи – оркестрам.
ВК Как проходил отбор на участие в этот проект? Это было личное приглашение, конкурс?
ОЕ В 2021 году Союз композиторов России задумал проект «резиденций», а сейчас благодаря Минкультуры России его получилось реализовать. Союз определил список оркестров, а коллективы сами решали вопрос кандидатуры резидента.
ВК То есть Ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной выбрал именно вас?
ОЕ Да, это были приятные новости (смеется). Мы и до этого сотрудничали. Солисты участвовали и в проекте Союза композиторов «Пять вечеров», и в программе «Ноты и квоты» – мы постоянно на связи. Я говорила об этом с художественным руководителем оркестра Дмитрием Дмитриенко. Он сказал, что для него важно, когда композитор может не просто предоставить ноты, а ходить на репетиции, слушать, общаться, предлагать варианты. В общем, надо жить внутри, вместе с исполнителями – для этого «резиденция» и существует.
ВК Перед каждым композитором поставили индивидуальную задачу. Кто-то пишет джинглы, кто-то симфонические произведения для разных оркестровых составов, а что заказали сочинить вам?
ОЕ Мы обсуждали, что было бы обоюдно интересно, и я в принципе ни от чего не отказывалась. Мы еще в процессе, и я открыта любым заданиям: аранжировкам, небольшим композициям для срочных проектов оркестра – запросто, не проблема. Написать концерт, оркестровое или ансамблевое сочинение – это, скажем так, в программе. Но я предложила идею, которая уже давно меня мучила.
Для оркестра русских народных инструментов есть очень востребованный жанр – для привлечения новой слушательской аудитории и в том числе воспитания. Это сказки. Сокровище, которое еще только предстоит пощупать, попробовать и раскрыть. Сказки интересны с композиторской точки зрения – благодатная почва из наших национальных тембров и красок. Благодатна она и в плане востребованности. Подрастающее поколение нужно подключать к академической среде, приглашать на качественную музыку. Здесь все просится в работу!
В итоге планируется примерно часовая партитура с привлечением максимальных возможностей: чтеца, может быть, песочной анимации или вставной хореографии с вовлечением детей – им тяжело слушать часовой концерт. Я всегда хотела взяться за такую масштабную работу, а тут появилась возможность.
ВК Вы уже выбрали конкретную сказку?
ОЕ Да, это русская народная сказка в обработке Толстого, но пока я ее ни на одной сцене не видела, поэтому не буду раскрывать название. Не хочется, чтобы кто-то опередил (смеется). Окончательная дата премьеры еще не намечена, все это еще планируется, варится… Но это будет наш ответ европейским образцам – могу так намекнуть.
ВК Русская сказка для народного оркестра с чтецом. На ум сразу приходит «Петя и Волк» Прокофьева. Там слушателей знакомят с инструментами симфонического оркестра. Вы планируете знакомить с народным?
ОЕ Конкретно знакомства с инструментами, как это сделано у Прокофьева, нет, не планирую. У меня более рельефная сюжетная линия, и здесь не предполагается закреплять тембр за конкретным персонажем. Тем не менее задачу представить разные по звучанию оркестровые группы и солирующие инструменты я перед собой ставлю – чтобы познакомить с чистой краской.
ВК Как в данный момент проходит ваша работа с оркестром, пока все пластично и не до конца решено?
ОЕ Изначально мы разработали и утвердили тематическую концепцию. Выработали четкую структуру, чтобы она была в первую очередь мобильна: чтец и оркестр. Дальше вставные и дополнительные фрагменты уже предлагаются мной по мере возрастания аппетита. Дирижер пока смотрит с вопросом: как все это организовать и соединить? Но ничего, что-нибудь придумаем. Сейчас мы обсуждаем музыкальный материал. Формат чтения диктует, чтобы музыка шла за развитием текста – отсюда возникают чисто технические вопросы. И работаем над общим хронометражем, смотрим, во что это выльется.
ВК Вы, как я понимаю, композитор демократических взглядов? Относительно предложений со стороны исполнителей.
ОЕ Абсолютно. Очень рада, что в этом плане им комфортно. Композитор будет доволен когда? Когда его музыка звучит. А музыка звучит, когда ее удобно и приятно играть. Мне иногда рассказывают про работу с авторами, которые ни одной ноты не дают изменить. Боже упаси, да пожалуйста, хоть две.
ВК Вы сказали, что нужно вовлекать детей в академическую среду. Вы для себя разделяете музыку на условно детскую и взрослую?
ОЕ Разделяю на качественную и некачественную. И потому согласна с утверждением, что для детей нужно писать так, как для взрослых, только еще лучше. Взрослых можно где-то замудрить, увести в свои эмоции и переживания. А ребенок чувствует чистую эмоцию, краску, посыл – здесь обмануть трудно. Поэтому писать нужно максимально ярко, понятно и честно.
ВК Мне казалось, что для вас сочинение музыки для детей нетипично.
ОЕ Не так много, но я ее уже писала. Из больших сочинений у меня есть двухактный балет «Алиса в стране чудес», из камерной музыки – небольшие сюиты, например, «Маленький принц» и другие, связанные с детской литературой. Про сказку я думала давно и долго, искала подходящий материал. Сама по себе эта тема популярна и даже избита, и мне не хотелось повторяться. Я решила доработать сюжет так, чтобы появилась возможность познакомить детей с нашими традициями и промыслами. Что такое дымковская игрушка, павловопосадский платок – предполагается вписать эти предметы в действие. Мне кажется, в нашей культуре столько всего прекрасного, что это должно быть вложено и показано с детства.
ВК Вы считаете, что сегодняшних музыкальных постановок для детей недостаточно?
ОЕ Моему ребенку шесть, и мы посмотрели практически все. Далеко ходить не надо: в Большом идет «Петя и волк», «Путеводитель по оркестру» с «Карнавалом животных», опера «Приключения Чиполлино», из нового – «Питер Пэн» Рубцова… Если говорить про филармонию – там есть чтение сказок, рассказов. Но посмотрите на музыкальное сопровождение: в основном это составной материал, взятый из самых разных произведений. Но простите, у нас разве нет современных академических композиторов, которые готовы написать вам целую сказку?
Именно авторской музыки представлено действительно не так много. Ту, которая может быть противопоставлена «надерганному» или написанному давным-давно, можно перечесть по пальцам.
ВК Ваша авторская музыка пишется для народного оркестра. В каком аспекте вы его воспринимаете? Это выражение фольклора в музыке или форма академического искусства?
ОЕ Ни то, ни другое. Я вижу оркестр как определенный тембр, краску. Она может выражать то, что ей поручено. Духовой оркестр, симфонический, ансамбль солистов… Для меня все это – палитра красок. В любом оркестре композитор может передать абсолютно любую эмоцию и тему. У меня нет таких установок, что для европейского оркестра надо обязательно писать симфонию, а народному – только обработку фольклора. Единственное, что мне нужно понимать, к какому материалу я обращаюсь. Каждый состав диктует определенный подход к знанию материала. Нельзя, например, написать одинаковую музыку для арфы и для тубы. Профессиональные композиторы этому и учатся в консерваториях.
Для меня народный оркестр – неисчерпаемый кладезь, который еще не так изучен, не так востребован, как должен бы.
По тембровому звучанию он может раскрывать самые трепетные чувства, потому что состав максимально струнный, а основной принцип – вибрация струны – наверное, созвучен вибрации каких-то душевных струн. Поэтому к народному оркестру я отношусь с особой теплотой.
ВК Кажется, сегодня сочинять музыку для народных инструментов стало трендом. На тех же «Пяти вечерах» был концерт, посвященный исключительно «новому фольклору».
ОЕ Лет десять назад это было интересно разве что избранным композиторам. Мне повезло учиться у Николая Некрасова – выдающегося мастера, который руководил народным оркестром ВГТРК, – и у Валерия Кикты, который тоже долгое время пишет для народного оркестра. У меня получилось впитать любовь к этой краске. А у многих тогда ее было постольку-поскольку.
Но сегодня я вижу вспышку интереса к народному оркестру. Кажется, будто каждый уважающий себя композитор обязательно обращается к этим тембрам. Сочинение для хора? С домрой. Концерт? С балалайкой. И я понимаю почему. Здесь можно попробовать новую краску, открыть в себе новые возможности – а это расширение композиторского языка, его обогащение.
ВК Свой интерес вы передаете студентам? Вы ведь преподаете на кафедре композиции Московской консерватории?
ОЕ У меня есть дисциплины по инструментовке, по чтению симфонических партитур и лекции студентам по народному оркестру, где финалом в основном становится авторское сочинение. Мы часто сотрудничаем с оркестрами: раньше связь была больше с оркестром имени Некрасова, сейчас – с ансамблем «Россия». Тем, кто к концу года складывает свои размышления в партитуру, мы стараемся дать возможность порепетировать в оркестре или войти в концертную программу. В частности, в прошлом сезоне мы провели Конкурс имени Василенко, в котором приняли участие студенты из разных вузов, – как раз были номинации для работы над авторским сочинением и инструментовкой. Участвовали и наши студенты, и гнесинцы, приезжали люди из Тамбова, Южной Кореи и Китая.
ВК Для композиторов важно понимать, что их сочинения будут услышаны. Если абстрагироваться от подобных конкурсов, как начинающий автор может быть уверен, что его музыка будет жить, исполняться?
ОЕ Этот вопрос был острым всегда.
Но, пожалуй, в любой области ключевое – гореть своим делом. Надо верить, но самое главное – делать.
Если просто ждать, что кто-то позвонит и пригласит в оркестр, написать музыку к кино, – ничего не произойдет.
Сейчас появился такой внутривузовский уклон, как всеохватность композиторской профессии. Здесь и электронная музыка, и киномузыка, и народный оркестр, и камерно-симфоническое творчество, местами даже эстрада. Я помню нас, когда мы заканчивали, и вижу, кто сейчас на курсе – это всегда разные ребята, у каждого своя дорога. Надо понимать свое предназначение. Кто-то пишет и ставит мюзиклы – и на премьерах слышно, что это профессионально. Один студент сочиняет замечательную музыку к кинофильмам – у него так сложилось. Другой в арт-пространствах устраивает перформансы с электронной музыкой, а третий нашел себя с домрой-балалайкой. Все заняли свои ниши.
А внутри института нужно давать пробовать все. Как детям: если не дать им порисовать, они никогда не поймут, что могут стать художниками. Надо показать разные дороги, и каждый куда-то да выйдет.
ВК А какова в таком случае роль проектов Союза композиторов? Ваше сочинение, например, издано по программе «Ноты и квоты», сейчас вы стали композитором-резидентом – это помогает решить проблему «письма в стол»?
ОЕ Эти проекты дают ощущение почвы под ногами: понятно, что произведение будет исполнено, у него сложится концертная жизнь. Благодаря такой поддержке появилась возможность реализовать даже самые смелые мечты – особенно это касается молодых композиторов. У начинающих есть стимул продолжать свой путь. Они видят, что их творчество нужно, востребовано и даже имеет поддержку государства – это, конечно, тоже важно. В конце концов, главное – сохранить и приумножить те сокровища, что у нас есть. И передать эту драгоценную «чашу» следующему поколению – пусть пользуются.