Впервые в России прозвучит Uaxuctum Джачинто Шельси

15.10.2024
Впервые в России прозвучит Uaxuctum Джачинто Шельси

18 октября в Зале имени Чайковского состоится российская премьера сочинения Джачинто Шельси «Uaxuctum. Легенда о городе индейцев майя, разрушенном ими по религиозным причинам» для четырех вокалистов, хора, волн Мартено и оркестра. Концерт-лекция в одном отделении пройдет в рамках просветительского абонемента Московской филармонии «Вещь в себе» (автор и ведущий – Ярослав Тимофеев). В исполнении участвуют Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова (дирижер – Федор Леднёв), вокальные ансамбли Intrada и N’Caged.

В 1916 году американский археолог Сильванус Морли обнаружил в Гватемале неизвестный город майя. Он назвал его Вашактун (Uaxuctum) – на языке майя это значит «восемь камней». На протяжении всего ХХ столетия в Вашактуне находили удивительные архитектурные памятники, скульптуры и настенные росписи. А в 1966 году итальянский композитор Джачинто Шельси написал грандиозную вокально-симфоническую сюиту под названием «Вашактун». Один из ее эпизодов знаком каждому, кто видел фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых».

Внезапное и стремительное исчезновение великой цивилизации майя до сих пор остается загадкой и предметом научных споров. Партитура Шельси также полна тайн. Почему индейцы, создавшие развитую письменную культуру, в «Легенде» не произносят ни одного слова? Почему Шельси понадобились электроакустический инструмент волны Мартено, 200-литровая бочка из-под машинного масла и погремушка, но не понадобилось ни одной скрипки? Наконец, существовала ли вообще легенда о самоубийстве города? Но все эти вопросы обращены к сознанию. Шельси создал свой свод заповедей, и вторая из них гласит: «Не мыслить пусть мыслят те кому это нужно».

Собственно композиторская работа происходила у Шельси в процессе медитации и импровизирования на фортепиано, позже – на электронном клавишном инструменте ондиоле (разновидности волн Мартено). Свои импровизации Шельси записывал на магнитофон, затем ассистенты переводили эти записи в ноты. Один из них, Вьери Тозатти, после смерти Шельси дал интервью, опубликованное под названием «Джачинто Шельси – это я»: согласно Тозатти, медитации Шельси не имели художественного значения, тогда как он, Тозатти, за плату оформлял их результаты в виде профессионально выполненных партитур. Полемика быстро сошла на нет: какими бы спорными ни были методы Шельси, нет оснований сомневаться в том, что он внимательно контролировал работу ассистентов, а зафиксированные тексты его произведений адекватно отражают творческие намерения композитора и представляют собой оригинальный художественный мир.