Семь девушек События

Семь девушек

В Уфе сочинили балет на главный национальный сюжет

Любой в Башкирии расскажет легенду о семи красавицах, которые, спасаясь от страшного Дэва, бросились в озеро и вознеслись на небо, став самыми яркими звездами в созвездии Большая Медведица. Легенда многие годы вдохновляет на создание самых разных произведений искусства, а танцевальный номер Файзи Гаскарова стал одной из визитных карточек культуры Башкортостана.

В центре Уфы построен фонтан, оформленный как чаша, и вокруг – семь скульптурных фигур тех самых девушек. Сквер с фонтаном – рядом с Башкирским театром оперы и балета, который решил популярный сюжет использовать как основу для балетного спектакля. Пять лет назад тогдашний директор театра, драматург и режиссер Ильмар Альмухаметов сочинил либретто. Был объявлен конкурс среди композиторов, который выиграла Галина Зиганова, показав партитуру, убедившую постановочную команду. Дальше уже пошла работа вместе с Ринатом Абушахмановым – интересным хореографом, только что ставшим победителем престижного конкурса «Арабеск». Так родился полнометражный балет, где нашлось место и этнографическим мотивам, и брутальным, современным по пластике эпизодам, и романтическим дуэтам и вариациям на пуантах.

Художник-постановщик Альберт Нестеров нашел удачную сценографическую идею: над сценой свисает некая конструкция, поначалу напоминающая перевернутую розу с тканевыми лепестками-воланами. Из нее затем прорастает ствол, соединяющий землю и небо, а в финале она оборачивается небосклоном, куда возносятся девушки. Огромную роль играет свет, и в опытных руках Евгения Ганзбурга отчетливо очерчиваются эпизоды с положительными героями – они в ореоле мягкого голубого сияния, тогда как на контрасте сфера зла окрашена в черно-красные тона с примесью золотых пятен.

Главная пара – Яугуль (Гульсина Мавлюкасова), младшая из семи девушек, и ее возлюбленный Акбулат (Ильнур Зубаиров) – в белых одеждах, символизирующих чистоту их помыслов, а сестры одеты в платья пастельных тонов. Но когда девушки, попав в рабство к Дэву, увлекают его в пучины озера, то они появляются в черных платьях с мелкими блестками, словно звездочки. И как раз здесь исполняют тот самый легендарный танец «семи девушек». «Мы связались с наследниками Файзи Гаскарова, получили разрешение на его использование и на небольшие изменения. А элементы этого танца у меня разбросаны по всему балету, и в конце собираются воедино», – комментирует хореограф.

 

Не только цветовая гамма определяет положительных и отрицательных героев, но и хореография, и, конечно же, музыка. В характеристиках девушек и башкирских воинов-егетов – опора на фольклор, на башкирские мелодии и танцевальные фигуры, основанные на мелких движениях, на особой пластике рук. Дэв (Олег Шайбаков) и его двойники, тени (в программки они значатся как Лики Дэва) – это брутальные размашистые жесты, прыжки. Есть и еще один персонаж, Баксы (Андрей Брынцев), проводник между миром земным и небесным – он своего рода комментатор действия, и в его партии есть элементы современного танца. Труппа прекрасно справляется с поставленными задачами, подтверждая свой статус одной из ведущих в России.

Для какого зрителя этот балет? Красивая сказка, понятный танцевальный язык – казалось бы, спектакль адресован семейной аудитории, но чем дальше смотришь, тем яснее становится философский подтекст и глубина содержания, способная увлечь самую серьезную публику. Не последнюю роль в этом играет оркестр. Директор театра и дирижер-постановщик Александр Алексеев разматывает музыкальную канву темпераментно и увлеченно, с любовью преподнося башкирские мотивы и предельно динамизируя сцены сражения. Благодаря его тонкому прочтению партитуры возникает ощущение мистики, столкновения разных миров. Действие ни на минуту не зависает, двигаясь к финальной трагической развязке. «Легенда о семи девушках – очень дансантная по природе, она должна была появиться в нашем театре, – подчеркивает Александр Алексеев. – Я постепенно влюблялся в музыку Галины Зигановой. Мне было интересно разобраться во всех ребусах, заданных композитором, подголосочной полифонии, когда одновременно звучат несколько разных тем. Балет с таким сюжетом, многочисленными цитатами известных всем с детства фольклорных песен погружает в глубины нашего культурного кода».

Очевидно, что Башкирский театр оперы и балета нашел в фольклорных сюжетах свою эксклюзивную нишу: в репертуаре уже есть оперы «Салават Юлаев» и «В ночь лунного затмения», балет «О чем молчат камни», основанные на башкирском эпосе, исторических событиях. И вот теперь эта копилка спектаклей пополнилась еще одной удачной работой.