Азартная игра на зеленом сукне События

Азартная игра на зеленом сукне

Завершились открытые прослушивания произведений финалистов конкурса «Партитура»

Позади – пять зрелищных концертов в Большом зале Московской консерватории, которые зрители явно запомнят надолго. Так, в номинации «Произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром» в одном отделении оказалось редкое многообразие солистов, которые нечасто выходят на авансцену: гобоист, трубач, арфист, саксофонист – причем не один, а в компании еще трех исполнителей в общей сложности на десяти духовых инструментах.

Ошибочно названная в программке концертом «игра» «Десять на четверых» победителя прошлой «Партитуры» Алексея Чернакова – это своего рода азартная партия за столом, покрытым зеленым сукном. Его параметры, кстати, указаны в партитуре: «Стол должен быть такого размера, чтобы за ним могли свободно разместиться четыре человека и положить на него пять инструментов и ноты». Еще пять исполнители вешают на шею – тоже по правилам «игры». Например, таким: «С 238 до 262 такта при игре на альт-саксофоне Игрок IV задействует только левую руку. При этом тенор-саксофон находится всегда “наготове” в правой руке». Сам Чернаков так объясняет замысел произведения: «Я люблю деревянные духовые инструменты, и мне показалось, что здорово продемонстрировать все их краски. Я начал считать, сколько вообще может получиться комбинаций, если четыре музыканта, играющие на разных инструментах, будут меняться. Потом пришла идея со столом, что это такая игра. Там даже есть место, где задача на грани спорта: они очень быстро должны менять инструменты, и прописано, что допускается возникновение суеты. Такой элемент шоу в хорошем смысле». Композитор признается, что не писал сочинение для конкретных мультиинструменталистов, за исключением Константина Сафьянова, который много лет солировал в биг-бенде Игоря Бутмана. Он один из немногих в России, как говорит Чернаков, кто владеет альт-саксофоном, тенор-саксофоном и флейтой: «Четвертый Игрок – это некий джазмен, сначала сидящий некоторое время в засаде, как будто он классик, мы не можем определить. И половину произведения он играет по нотам, а потом у него идет соло ad libitum».

Эффектное сочинение заставило публику оживиться, но, как считает член жюри конкурса композитор Рашид Калимуллин, такое произведение будет крайне редко исполняться: сложно собрать столько хороших солистов для одного концерта. «Но я радуюсь, что ребята экспериментируют, – говорит народный артист России. – Я очень доволен тем, что наши композиторы не стоят на месте, работают в разных направлениях. Они должны предлагать разные составы, порой даже несочетаемые инструменты. И еще хорошо то, что их произведения исполняет замечательный Московский государственный академический симфонический оркестр. Наши поколения об этом могли только мечтать, нас в лучшем случае студенческий оркестр играл!»

Девятнадцатилетний студент РАМ имени Гнесиных Вадим Цагарейшвили поблагодарил организаторов за шанс поработать с дирижером Сергеем Кондрашевым: «Я невероятно рад участвовать в конкурсе “Партитура”, потому что это совершенно поразительная возможность для молодых композиторов услышать свою музыку». Цагарейшвили – единственный, кто в своей номинации прошел в финал «Партитуры» с «традиционным» концертом для фортепиано с оркестром. Алина Подзорова представила произведение «Вещий Гамаюн» для солирующих гобоя и виолончели, в котором обыграла образ древнерусской мифической птицы. Константин Борисов выбрал ведущим инструментом трубу, а Георгий Федоров – арфу. «Я очень люблю арфу, мне кажется, что это замечательный инструмент – такой сдержанный, такой тихий. И именно для него можно писать что-то, что будет читаться слушателями как самое главное и важное, – объясняет Георгий. – Мне ужасно приятно, что я прошел в финальный тур этого конкурса, я очень волновался, очень хотел попасть сюда. И все-таки попал. И для меня это огромный подарок!»

Кроме подарка в виде живого исполнения в намоленном зале Московской консерватории и строчки в биографии, которую можно указывать в программках и афишах, финалисты «Партитуры» получают качественную запись посредством ресурсов Российского государственного музыкального телерадиоцентра и включение в плейлисты радио «Орфей» со всеми причитающимися авторскими отчислениями. А еще – возможность найти потенциальных импресарио и заказчиков. Не случайно в жюри – руководители ведущих в стране ансамблей, музыкальных театров и фестивалей, всего полсотни влиятельных деятелей культуры.

«Уже сейчас я смело могу сказать, что целый ряд произведений, с которыми мы познакомились на конкурсе, войдет в репертуар Камерного хора Московской консерватории, – говорит художественный руководитель этого коллектива, ректор Академии хорового искусства и член жюри «Партитуры» Александр Соловьёв. – Мы будем исполнять эти произведения, потому что в них есть хорошие мелодические повороты, они гармонически насыщенны, есть полифония, мы можем сфокусировать внимание на развитии линий и высветить тембр каждого из голосов. Вот этот поиск тембральной составляющей для нас очень интересен, и эти партитуры, мне кажется, найдут своего слушателя, потому что действительно важно композиторам писать не для того, чтобы, скажем так, себя показать, а чтобы их музыка стала востребованной у публики. И вот этот путь к востребованности – он непростой. Не всегда надо писать сложным языком. Но и примитивности тоже не должно быть. Нужен правильный баланс».

В исполнении коллектива под управлением маэстро Соловьёва прозвучали произведения лауреатов конкурса в номинации «Хоровая музыка». Их оказалось семь – больше, чем в других жанрах. Шесть сочинений при этом исполнялись a cappella, и только фрагмент из кантаты «Духом сильный народ» того же Алексея Чернакова – он стал финалистом «Партитуры» сразу в двух номинациях – в сопровождении МГАСО и дирижера Николая Хондзинского. Произведение, посвященное памяти воинов-сибиряков, павших на полях Великой Отечественной войны, по субъективным впечатлениям, произвело на зал даже более сильное впечатление, чем азартная игра на зеленом сукне.

Преобладающей в хоровой номинации оказалась духовная музыка. Михаил Котельников из Москвы представил четыре краткие молитвы на свободную фугу, Сергей Константинов – Великую Ектению, а Кирилл Андрюшин – концерт «Хвалите Имя Господне». Андрюшин – певчий Воинского храма архангела Гавриила в Екатеринбурге, поэтому данный жанр ему особенно близок: «Мое произведение – составная часть “Всенощного бдения”. Я посвятил его своей бабушке. Оно родилось из воспоминаний о далеком детстве, когда все было беззаботно и безмятежно, когда бабушка была рядом: деревня, журчит вода в пруду, ветерок – такие образы я и заключил в это сочинение».

Восемнадцатилетний Иван Мезенцев тоже поет в церковном хоре. На конкурс он прислал свой тропарь «Воскресение Христово»: «Он поется как на ночной пасхальной службе, так и во время всей Светлой Седмицы и в течение всех сорока дней после Пасхи». Лауреатом «Партитуры» Иван не стал, но вышел в спецпризеры. Отличие только в том, что он не может претендовать на победу и денежную премию в 200 тысяч рублей. Кстати, одним из спецпризеров стал и студент МГТУ имени Баумана Степан Цейтлин, который учится на программиста. Но это не помешало ему сочинить Фортепианный концерт, по мнению жюри, достойный исполнения в Большом зале Московской консерватории.

По регламенту конкурса прислать свою партитуру мог любой желающий до 35 лет, в том числе непрофессиональный композитор. Организаторы получили рекордные 1094 работы, для очных прослушиваний отобрали 40 в 8 номинациях, которые охватывают все жанры академической музыки. Теперь осталось решить, кого назвать лучшим и пригласить на заключительный гала-концерт 26 ноября.