Победа музыки над конъюнктурой События

Победа музыки над конъюнктурой

Об итогах XXVII Международного конкурса вокалистов
имени М.И. Глинки

Знаменитый Конкурс Глинки, один из старейших в России, переживал в последнее время серьезные трудности и почти оказался на грани исчезновения. Допустить такое развитие событий было нельзя, поскольку конкурс прославляет и популяризирует имя не только «отца» и классика русской музыки, но и великую певицу XX века Ирину Архипову, возглавлявшую состязание с 1968 по 2009 год. И если Глинка как композитор прочно зафиксирован в вечности, то даже к выдающимся музыкантам людская память немилосердна: нужно в прямом смысле работать над сохранением в истории тех, без кого невозможно продолжение и развитие традиций. На сегодняшний день Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки – важнейшее и едва ли не единственное крупное российское событие, посвященное Ирине Константиновне Архиповой, без которой мы, наверное, и не могли бы сейчас так сильно гордиться русским оперным искусством.

Первый конкурс проводили в далеком 1960 году в Москве, затем появилась идея раз в два года слушать молодых певцов, путешествуя по республикам Советского Союза и городам России. Практически все известные артисты того времени принимали участие в работе жюри, а лауреатами становились певцы, получившие впоследствии мировое признание: Елена Образцова, Владимир Атлантов, Мария Гулегина, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко. После ухода из жизни Ирины Архиповой в 2010 году конкурс проводили еще два раза, сталкиваясь при этом с различными трудностями – и творческими, и финансовыми. В 2019 году путь к возрождению конкурса удалось проложить победительнице двадцать первого сезона, одной из лучших сопрано нашего времени Альбине Шагимуратовой. Однако окончательно и прочно Конкурс имени Глинки «встал на ноги» только сегодня, к 220-летию композитора и в преддверии 100-летия Ирины Архиповой, благодаря поддержке Министерства культуры России и Президентскому фонду культурных инициатив.

Безусловно, столь впечатляющая история конкурса накладывает на новых организаторов большую ответственность. Конкуренция между вокальными конкурсами в последнее время сильно возросла и уже не сопоставима с тем, что было раньше. Изначально Конкурс имени Глинки имел стратегическую задачу – осуществить отбор тех, кто достоин показать свое мастерство на самом главном в стране Конкурсе имени Чайковского. Теперь такими проблемами почти никто не занимается. «Главный конкурс» в вокальной номинации давно потерял былой статус, и почти на все оставшиеся конкурсы, претендующие на высокий уровень, легко проходят певцы с вопиющими вокальными проблемами. Кроме того, из-за возросшего количества всяческих прослушиваний публика теперь всегда заведомо знает больше половины вокалистов из состава участников, что само по себе снижает вероятность желанных открытий новых имен. На нынешнем XXVII Международном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки многих участников мы также недавно слышали, например, на конкурсах Галины Вишневской и Елены Образцовой.

Принципиально острым моментом является выбор площадки для прослушиваний. Удивительно, но регулярный горький опыт в очередной раз был проигнорирован. Профессиональное сообщество во время последних Конкурсов имени Чайковского широко и безрезультатно обсуждало, что слушать оперные голоса в маленьком пространстве – это пустая трата времени и искаженная картина звучания. Когда певцы в финале выходят на большую сцену и поют с оркестром, результаты первых двух туров фактически приходится обнулять и начинать конкурс заново, ведь наконец-то появляется возможность оценить объем и полетность голосов. Так, к примеру, в Малом зале «Зарядья» было сложно по достоинству оценить тенора из Узбекистана Отабека Назирова, справедливо завоевавшего после третьего тура звание лауреата первой степени за мощное и при этом стильное исполнение арии Тонио с эффектными верхними до из оперы Доницетти «Дочь полка».

 

Программные требования Конкурса имени Глинки также провоцируют на дискуссию. После того, как в первом туре участники уже показали под рояль две развернутые арии и один романс Глинки, в полуфинале им нужно было спеть почти по целому отделению сольного концерта – пять произведений. Интересно выступить смогли лишь единицы, но такой практики, чтобы жюри в какой-то момент остановило певца, у нас практически нет нигде, поэтому всем приходилось заставлять себя дослушивать акты преодоления трудностей в ариях, а также романсы и народные песни, редко обремененные художественными интерпретациями, что лишний раз напоминает нам о кризисе камерного жанра. Поэтому не удивительно и понятно, почему жюри в этом году никому не присудило Гран-при. Нельзя не сказать и о том, что конкурс длился неоправданно долго: прослушивания занимали весь день с 12 часов дня до позднего вечера, перерывы между блоками выступлений чрезмерно растягивались. И без того напряженная обстановка, связанная с конкурсным волнением, могла бы компенсироваться праздничной и вдохновляющей атмосферой, которая тоже, к сожалению, не очень складывалась.

Все вышесказанное можно учесть на будущее и легко исправить. И если абстрагированно посмотреть на результаты XXVII Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки, то с уверенностью можно сказать, что было честное и преимущественно объективное судейство, а это важнее любых «атмосфер». Судить молодых певцов Альбина Шагимуратова пригласила Ольгу Бородину, Сергея Лейферкуса, Михаила Казакова, Желько Лучича из Сербии, Юань Ченье из Китая, руководителей оперных театров Беларуси, Узбекистана и Азербайджана – Екатерину Дулову, Гульшан Азизову и Эйюба Кулиева, а также пианистку Галину Михееву и вокальных педагогов Дмитрия Вдовина и Петра Скусниченко. Отдельно, как о несомненном плюсе в организации конкурса, важно сказать об оркестре, приглашенном для третьего тура: музыканты МГСО, которыми во время третьего тура управлял член жюри Эйюб Кулиев, играли слаженно и хорошим звуком буквально настоящего оперного оркестра.

Премии на Конкурсе имени Глинки традиционно делили между мужскими и женскими голосами. На одну позицию с тенором Отабеком Назировым члены жюри поставили уже известную в России певицу, солистку МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Екатерину Лукаш, для которой этот конкурс такого серьезного статуса, как ни странно, стал первым в жизни. Она обладает потрясающе красивым и, вполне можно сказать, «инструментально поставленным» голосом меццо-сопрано: да, возможно, каватина Кончаковны в полуфинале и вторая ария Далилы в финале требуют иного подхода к озвучиванию нижнего регистра, но она даже с учетом этих «нюансов» смогла покорить своей музыкальностью, энергетикой, мастерством фразировки, осмысленным пением. Победу, конечно, во многом ей обеспечили Песня и частушки Варвары из оперы Щедрина «Не только любовь»: певица спела их так, что ее немедленно хочется увидеть в этой роли в театре.

Что касается конкуренток победительницы Екатерины Лукаш, то в первую очередь с ней могла соревноваться младшая коллега по театру и тоже меццо Полина Шароварова, но она менее опытна и выбрала для конкурса относительно легкую программу, а главное, почти никого не убедила звучанием среднего регистра. Валентина Правдина на Конкурс Глинки не стала представлять «стенобитные» арии, но это все равно опять не помогло ей преодолеть целый ряд вокальных проблем. Интересно в перспективе будет послушать обладательниц сопрано Екатерину Бегунович и Карину Хавалыг, а также тенора Кирилла Попова: в силу возраста они пока не смогли спеть так, как всем хотелось бы, но при всей природной музыкальности бороться им нужно, прежде всего, со «скучным пением», чем на конкурсе грешили многие. Между Валентиной Правдиной и Полиной Шароваровой, Данилом Сахаровым и Мирославом Молчановым разделили четвертую премию: все они были на разных градациях невысокого уровня, но такое гуманное решение в данном случае допустимо. Екатерине Савинковой объективно досталась только третья позиция. Вторую премию, судя по всему, авансом, дали талантливой Екатерине Бегунович, и точно не авансом, а мудрым поощрением за большой шаг вперед – Константину Федотову, хотя по содержательности и вокальной стабильности стремительно набирающий сейчас популярность контратенор Иван Бородулин ему ничем не уступал, но получил только третье место. И все-таки решение жюри почти не вызывает бурных недовольств, что, прямо скажем, не очень характерно для практики последних лет: на Конкурсе имени Глинки однозначно победила музыка, а не конъюнктура.

Азартная игра на зеленом сукне События

Азартная игра на зеленом сукне

Завершились открытые прослушивания произведений финалистов конкурса «Партитура»

Семь девушек События

Семь девушек

В Уфе сочинили балет на главный национальный сюжет

Костюмированный скандал События

Костюмированный скандал

Как Кирилл Серебренников переиначил «Дона Карлоса» Верди

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года