Елена Стихина: Смотрю на отношения героев в операх и думаю, что всем надо пойти к психотерапевту Персона

Елена Стихина: Смотрю на отношения героев в операх и думаю, что всем надо пойти к психотерапевту

График одной из самых востребованных российских певиц расписан на годы вперед – ее можно услышать в лучших театрах мира. Накануне дебюта в опере Верди «Бал-маскарад» на сцене Королевского театра в Омане Елена Стихина (ЕС) рассказала Сергею Буланову (СБ) о том, что скоро выступит и в Москве.


СБ Елена, вы сейчас впервые споете партию Амелии. Как готовились к ней?

ЕС Мне повезло, что я начала готовить эту партию в Италии. Когда я была в Турине, познакомилась там с замечательным коучем, который буквально за несколько месяцев до нашей встречи работал на постановке оперы «Бал-маскарад» с Риккардо Мути. Я считаю, что воспользоваться советами такого выдающегося дирижера даже через «посредника» – большая удача.

Амелию, свою героиню, я ощущаю немножко странной. Она заложница ситуаций. Если кратко пересказать сюжет: тенор и баритон преследуют друг друга, а сопрано ни в чем не виновата. Трагедия обстоятельств – как и в «Силе судьбы», например.

СБ Думаю, вы согласитесь, что многое на сцене зависит от партнера. Вы сейчас поете с Петром Бечалой. Насколько вам комфортно?

ЕС Я много с ним пела. Он безумно талантливый и потрясающий партнер, уважительный и очень приятный человек. Иногда Петр даже помогал мне решить некоторые трудные технические моменты, потому что сам безукоризненно владеет голосом.

СБ Постановку режиссера Уго де Ана можно условно назвать «классической». Вы органично чувствуете себя в такой стилистике?

ЕС В этом сезоне я спела три спектакля на Арене ди Верона, в том числе его же «Тоску», поставленную также в классическом стиле. Мне кажется, это здорово! Композитор уже все написал, ничего не нужно придумывать, бери и пользуйся – бальзам на душу. Вместе с тем, если режиссеры «модернизируют» оперу и хотят сказать свое слово, это тоже может быть интересным, потому что в хороших современных постановках открываются новые смыслы. В моей семье все любят режиссерский театр, но интересуются при этом и спектаклями «в исторических костюмах». Должны быть разные варианты, отрицание одного или другого – путь в никуда.

Фото: Ксения Пэрис

СБ Не могу не спросить и о бытовых деталях. В Омане ведь сейчас очень жарко? Как поется при такой погоде?

ЕС Организм адаптируется к любым условиям, и здесь, конечно, везде установлены кондиционеры. А в театре вообще так холодно, что я все время хожу в кофте – на такие случаи у меня в сумке обычно есть «утепляющая» одежда или шарф, потому что я в принципе очень люблю тепло. Всем нам нужно аккуратнее к себе относиться, и не только артистам.

СБ Вам, скорее всего, из-за долгих репетиций сходить куда-нибудь, кроме театра, не удается?

ЕС Сегодня я дошла до бассейна! Конечно, почти все дни с утра и до вечера нужно быть в театре.

СБ Мы сейчас разговариваем как раз в «свободный» день перед премьерой. В таких случаях вы стараетесь больше отдыхать и беречься?

ЕС В последнее время я вынуждена много времени тратить на оформление документов. Иногда в этот единственный выходной приходится идти и разбираться с визами или решать массу других вопросов.

СБ Не только бюрократия, но и перелеты, наверное, усложняют жизнь?

ЕС Да, перелеты теперь занимают гораздо больше времени. Я надеюсь, что когда-нибудь все наладится. Кроме того, между европейскими странами после пандемии тоже уменьшилось количество рейсов, поскольку идет «зеленая политика» и зачастую куда-то можно доехать только на поезде. Перемещаться стало сложнее. Жаль, что я не вожу машину!

СБ Когда я анонсировал у себя в телеграм-канале наше интервью, люди стали просить меня задать вам разные вопросы. Знаете, какой самый популярный? «Почему Елена Стихина не поет в Большом театре?»

ЕС Хороший вопрос! Как можно петь в Большом театре, если тебя туда не зовут? Нет, прошлая дирекция пару раз спрашивала меня, смогу ли я выступить, но на этом все и заканчивалось. Можно было согласовать наши расписания, если бы была настойчивая инициатива театра. Сейчас я думаю, что поскольку у меня получается приезжать в Мариинский театр, то и в Большом теперь когда-нибудь спою.

СБ А вы хотите?

ЕС Не могу однозначно ответить. Такой мечты у меня нет. Я и выход на сцену Мариинского театра никогда не ставила своей целью. У меня была другая мечта – реализоваться в профессии, петь оперу.

Фото: Ксения Пэрис

СБ В конце октября вы выступите в зале «Зарядье» с камерной программой, целиком посвященной музыке Георгия Свиридова. Честно говоря, это довольно неожиданно.

ЕС К сожалению, я сейчас мало пою камерную музыку, но начинала свою карьеру именно с нее, была солисткой русско-немецкого «Ансамбля-2012». Мы пели, например, цикл Шостаковича на стихи Блока, романсы Ипполитова-Иванова. Мне очень нравится петь камерные программы, однако зачастую на них нет времени, и в мире сейчас сильно упала потребность в этом жанре.

СБ У певцов или у публики?

ЕС Для того чтобы люди стремились слушать камерную музыку, ее нужно знать, популяризировать и рекламировать. Например, летом в Мариинском театре я исполняла программу из потрясающе красивых романсов Рихарда Штрауса: у нас был чтец, который рассказывал про них, давал понимание содержания и контекст. Такого сейчас крайне мало. И площадки редко предлагают петь сольные камерные концерты.

Зачастую еще многим людям сложно прийти на камерную программу, потому что кажется, что вокруг будут сидеть одни снобы, считающие, что все должны все знать. Может быть, человек только еще стремится узнать или вообще случайно зашел. Давайте это тоже приветствовать и пытаться его завлечь.

СБ Не исключено, что еще и не одно замечание за вечер сделают…

ЕС Знаете, люди и мне постоянно делают замечания! И сейчас, и особенно раньше, когда я еще была студенткой, приходила кого-то послушать и всего лишь перед началом что-то смотрела в телефоне, никому не мешая.

СБ Петь камерные программы физически тяжелее, чем спектакли?

ЕС Партии в опере разные. Амелия, например, довольно большая, но все равно есть перерывы, когда поет кто-то другой, и можно попить водички, отдохнуть, поправить костюм. Камерные программы – сложный жанр для певца, который весь вечер стоит на сцене. Нужно удерживать внимание публики, а это тоже непросто, потому что мы живем в эпоху «коротких форматов». Только сегодня я разговаривала со своим педагогом по немецкому языку на эту тему. Она ездила из Мюнхена в Берлин на поезде и рассказывала, что была поражена: рядом с ней ехала возрастная пара, четыре часа они просто сидели. Мы же за это время и в телефоне ленту полистали, и на письма в почте ответили, и кино посмотрели, книжку почитали, музыку послушали… Поэтому большинству сложно даже представить, что они придут на концерт, где нужно два часа сидеть, погружаться в атмосферу и слушать.

СБ Музыка Свиридова – ваш личный выбор?

ЕС Совместный с залом «Зарядье» и Павлом Небольсиным, который будет исполнять партию фортепиано. Дело в том, что лет десять назад я получила третью премию на Конкурсе имени Свиридова в Курске, хотя попала туда случайно и подготовила программу всего за три недели. Тогда мне очень понравилась музыка Георгия Васильевича – она ни на что не похожа, и зачастую это глубокий трагизм, мне довольно близкий. Я стараюсь найти «ключ» к своему голосу, чтобы интерпретировать его романсы: не слушаю записи других певцов, работаю с нотами и ищу нечто новое в себе, чтобы через нюансы и краски голоса передать то, как я сама их слышу и чувствую.

Фото: Даниил Рабовский

СБ В вашей программе заявлены романсы на стихи Блока, где есть, судя по всему, близкий вам символизм, но и, к примеру, «Отчалившая Русь» на стихи Есенина с такими строчками: «О, родина, счастливый / И неисходный час! / Нет лучше, нет красивей / Твоих коровьих глаз». У вас нет внутренних разногласий с текстом в данном случае?

ЕС Если честно, Сергей Есенин не самый мой любимый поэт. Даже еще при поступлении в консерваторию меня на коллоквиуме попросили прочитать стихотворение Есенина, на что я спросила: «Можно лучше Блока прочитаю?»

Мне кажется, чтобы что-то интерпретировать, не всегда обязательно это любить. И в цикле «Отчалившая Русь», по моим ощущениям, музыка превалирует над стихами, которые становятся здесь дополняющей краской. И русская бесшабашность, вольготность, любовь и душа нараспашку – именно в цикле Свиридова все это нашло благодатную почву, когда нет пошлости, а только искренность и горячее сердце. Если мы просто прочитаем стихи Есенина, такого восприятия, думаю, не будет.

СБ После сольного концерта вы, опять же на сцене зала «Зарядье», в полусценическом исполнении оперы Чайковского «Евгений Онегин» споете партию Татьяны.

ЕС Мне редко удается петь партию Татьяны, хотя она для меня более чем значима – моя абсолютная любовь, музыка моей души. Когда все хотели петь Виолетту в «Травиате», я хотела спеть Татьяну. Как только оркестр начинает играть первые звуки вступления к опере, у меня по крови как будто начинается разливаться Чайковский: я чувствую, как у меня пульсирует кровь от этой гениальной музыки. Татьяна – одна из самых понятных для меня героинь. Наверное, мы схожи по темпераменту.

СБ Почему же так складывается, что вы мало поете эту партию?

ЕС В европейском понимании голосов Татьяну должны петь более высокие сопрано, точно так же, как Иоланту. Я же считаю Татьяну абсолютно спинтовой партией, потому что там нужна плотная середина, чтобы петь сцену письма или драматический дуэт в финале. Думаю, если певица поет Татьяну, то в будущем она должна петь Лизу в «Пиковой даме». Хотя сейчас есть лирические сопрано, которые никогда не будут петь Лизу, но справляются с Татьяной. Все зависит от красок и возможностей голоса.

СБ Ваша героиня правильно поступает в финале, когда отказывает Онегину и остается верной князю Гремину?

ЕС Татьяна остается сама собой. Она человек, который не приемлет полумер, не мечется и верна своему выбору до конца. Я уверена, что с Онегиным она не была бы счастлива и закончила бы как Анна Каренина. Иногда я смотрю на отношения героев в операх и думаю, что всем надо пойти к психотерапевту. С другой стороны, драма должна быть построена на конфликте. Никто не придет в театр, чтобы посмотреть, как люди счастливы и хорошо живут. Всем нужна захватывающая история.