Марта Аргерих и Софи Пачини: Мы обе очень непредсказуемые Персона

Марта Аргерих и Софи Пачини: Мы обе очень непредсказуемые

Марта Аргерих (МА) нечасто дает интервью, но на беседу с дирижером Яном Бубаком (ЯБ) в рамках цикла Razhovor Plus для чешского сайта Opera PLUS согласилась. Поводом стал концерт, который пианистка совместно со своей протеже Софи Пачини (СП) дала в Праге в сентябре – в последнее время они часто выступают вместе.

Софи Пачини родилась в Мюнхене в 1991 году, училась у Карла-Хайнца Кеммерлинга и Павла Гилилова, с отличием окончила Моцартеум в Зальцбурге, с 2013 года – стипендиатка Dortmund Mozart Society. В 2015 году Софи стала обладательницей премии ECHO Klassik Young Artist of the Year в категории «Фортепиано».

О своих исполнительских карьерах и друг о друге – Марта Аргерих и Софи Пачини.

Перевод: Юлия Мишутина


ЯБ Существует одна любопытная история, связанная с Владимиром Горовицем. Однажды он получил пластинку с записью Токкаты Сергея Прокофьева. Исполнение было так прекрасно, что Горовиц тут же влюбился в эту запись. Он решил разыграть своих друзей и поставил им пластинку, сказав, что это его исполнение. А в ответ на восторженные отзывы признался, что играет на самом деле не он, а девятнадцатилетняя девушка из Буэнос-Айреса. Сейчас эта девушка передо мной, вместе со своей коллегой, пианисткой Софи Пачини.

МА (Улыбается.) Вот это да! Впервые слышу эту историю! Я, конечно, знала, что он любил ставить своим друзьям мои записи и просил угадать исполнителя, но не знала, что это была Токката Прокофьева. Невероятно! Я ведь выучила Токкату только потому, что была хорошо знакома именно с записью Горовица.

ЯБ А почему у вас с ним не сложились отношения? Я слышал, вы очень хотели учиться у него.

МА Так получилось, что наша встреча в США не состоялась. Мы увиделись, когда мне было двадцать лет, и обстоятельства были не из приятных. До этого я училась у Артуро Бенедетти Микеланджели, затем пришла к Горовицу и поговорила с его секретаршей. Она сразу начала атаковать меня самыми разными вопросами: кто мой любимый пианист, какая музыка мне нравится и т.д. Даже не предложила мне хотя бы чашку кофе, что было само по себе странно. Эта ситуация, да и вообще вся беседа вызвала тогда неприятные впечатления, и я решила не перезванивать.

ЯБ И это повлияло на ваше решение сделать паузу в карьере?

МА К тому моменту я уже перестала давать концерты. Мне пришлось это сделать, так как я пошла учиться к Микеланджели. Мне, если честно, не нравилась жизнь гастролирующего пианиста. Я была молода и хотела жить как обычная студентка, а не постоянно путешествовать и играть концерты в местах, где не было ни одного знакомого лица. Это очень тяжело. Думаю, такой образ жизни кажется нормальным, когда тебе уже сорок, а не восемнадцать.

ЯБ Вы абсолютно правы! Кстати о молодых пианистах. Вы общаетесь с представителями младшего поколения совершенно иначе, не так, как с вами обошлись у Горовица. Например, сейчас вы активно сотрудничаете с Софи Пачини.

МА Это моя подруга. Мы познакомились, когда Софи играла сонату Листа в Пьетрасанте, родном городе своего отца.

СП Мы с Мартой во многом похожи: подобно тому, как она выучила Токкату Прокофьева по записи Горовица, я выучила Сонату си-бемоль минор Листа по ее записи. Когда я разучивала это произведение, мне было всего четырнадцать, и я делала это втайне от своего наставника Карла-Хайнца Кеммерлинга. Он был против, так как считал, что у меня еще слишком маленькие руки, и опасался, что я могу повредить мышцы. Он был очень опытным преподавателем.

ЯБ И очень строгим.

СП Да, очень строгим. Но он знал, что я все равно его не послушаюсь.

ЯБ (Смеется.) Думаю, это непослушание свойственно вам обоим. Вы не подстраиваетесь ни под чьи ожидания, не играете то, что вам говорят.

СП Это правда. Мы даже не всегда играем то, что сами репетируем. Говоря о Марте, я всегда мечтала сыграть для нее, но не из желания сделать успешную карьеру. Как и Марта, я не стремилась к этому, просто любила играть на фортепиано и хотела услышать ее мнение, вот и все. Я поступила очень рискованно, решив исполнить для нее си-минорную Сонату Листа. Когда я сейчас мысленно возвращаюсь к этому эпизоду, то осознаю, насколько смелым был этот поступок. Но тогда я не думала об этом. Марта сидела рядом и слушала. В тот момент я ощутила особую теплоту между нами. Когда я закончила, она побежала, обняла меня, поцеловала и сказала: «Ты великолепна, и ты это знаешь». В этот момент я начала плакать, ведь все, о чем я мечтала, была похвала от Марты. Я никогда ни о чем ее не просила.

Фото: Bernard Rosenberg

ЯБ В какой момент вы стали выступать вместе?

СП Мы начали играть дуэтом только недавно. Наш первый совместный концерт прошел в Мюнхене, в моем родном городе. Я неоднократно там выступала, поэтому в зале присутствовали мои фанаты, а также поклонники Марты. Когда я почувствовала все эти взгляды, устремленные на меня, я испытала то же, что и в тот момент, когда впервые играла в присутствии Марты: любовь и полное отсутствие страха. Мне до сих пор кажется чем-то невероятным, когда мы находимся на одной сцене. Между нами разница в пятьдесят лет, но я этого вообще не ощущаю. Когда Марта выходит на сцену, она становится той девятнадцатилетней девушкой из истории Горовица. Между нами много общего. Мы одинаково чувствуем музыку, одинаково дышим, испытываем схожие эмоции. И мы обе очень непредсказуемые.

ЯБ Вы из тех, кто любит рисковать на сцене?

СП Да, но все же стремимся контролировать ситуацию.

МА Разумеется, контроль необходим для того, чтобы чувствовать свободу.

СП Согласна. У игры Марты особый характер. Иногда возникают особо чувственные моменты, как будто сошедшие с небес. А когда она играет пассажи forte или другие технически сложные моменты, кажется, будто она едет на высокой скорости на ламборгини. Я воспринимаю игру на фортепиано схожим образом. Это чем-то напоминает скачки верхом на дикой лошади: ты должен контролировать ситуацию, но иметь в виду, что иногда везти тебя будет лошадь. И требуется немало сил, доверия и любви, чтобы вернуть контроль и подчинить лошадь своей воле. Именно так я себя чувствую, когда играю с Мартой.

ЯБ Вы говорите о непредсказуемости интерпретаций, о любви к опасной игре, свойственной вам обоим. Как, по-вашему, влияет ли это на ваши выступления? Случалось ли что-то неожиданное во время концертов?

СП Меня как человека, который и слушает, и исполняет музыку, сложно чем-либо удивить. Я выросла на записях Марты и разделяю ее целеустремленность, любовь к совершенству и точно знаю, что она не остановится на достигнутом и всегда найдет, чем поразить слушателей.

ЯБ Марта, по моему мнению, вы самая выдающаяся пианистка второй половины XX века и первой половины XХI века. Для меня вы из тех немногих универсальных гениев, которые одинаково хорошо играют все. В вашем репертуаре большое количество стилей и направлений – от Моцарта до романтической музыки. Как вам кажется, в наше время способны ли на такое молодые пианисты? Например, Софи?

МА Конечно. Я в этом уверена.

ЯБ Просто я бы сказал, что сейчас топовые музыканты больше специализируются на каком-то конкретном направлении. Очень мало тех, кто одинаково хорош и в современной музыке, и в Моцарте, и в Рахманинове.

МА Многие молодые артисты просто вынуждены уметь играть все, хотя это практически невозможно. Когда пианиста просят сыграть конкретное произведение с оркестром, отказаться нельзя, приходится учить.

СП От себя добавлю, что от нашего поколения действительно требуется владение очень широким репертуаром, причем не только для выступлений на конкурсах, но для карьеры солиста. Благодаря Марте я научилась для себя решать, что мне играть, а что нет, а также фокусироваться на своих сильных сторонах.

ЯБ Здорово, что у вас есть возможность получать такие уникальные знания и опыт. У некоторых уходит на это несколько лет.

СП Да, это правда.

МА Для меня сотрудничать с Софи – большое счастье. Надеюсь, публика во время наших концертов испытывает такие же эмоции.