За одиннадцать лет существования Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» стал знаковым культурным центром Казахстана. Многие национальные оперы нашли жизнь в стенах этого здания, больше напоминающего дворец. В их числе – «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. Опера была написана в 1944 году, к 100-летию со дня рождения Абая Кунанбаева, и получила новое прочтение в режиссуре Джанкарло дель Монако на сцене «Астана Оперы» в 2015-м. Прославленный прозаик, поэт, философ и крупный общественный деятель второй половины XIX века, Абай – одна из наиболее важных фигур в истории казахской культурной среды. Одно появление Абая на сцене на лошади (!) в знакомой тюбетейке вызвало оживленные аплодисменты публики, что говорит о глубоком уважении, которое он вызывал как при жизни, так и после нее.
Автором либретто стал писатель Мухтар Ауэзов, дальний родственник Абая, который посвятил своему знаменитому предку многие работы, среди которых – сценарий кинофильма «Песни Абая», четырехчастная эпопея «Путь Абая» и другие. Взята история, которая приключилась в реальной жизни с поэтом, пусть и с известной долей художественного приукрашивания. Хотя поэзия Абая не отражена в тексте, тем не менее в перерывах между картинами зрители получили возможность ознакомиться с некоторыми его стихами, которые читались «за кадром» на казахском с проекцией русского перевода на закрытый занавес. Сравнивая эти тексты со стилем речи либретто, нетрудно уловить сходство, так как Ауэзов, вероятно, стремился как можно точнее отразить философско-религиозную натуру поэта. Подобно Соломону, Абай предлагает мудрые решения многочисленных споров, которые возникают по сюжету. И как почитаемый человек в своем ауле, он ведет народ за собой, в конце обрисовывая путь к «светлому будущему» на фоне распростершего крылья орла в небе (какой поэтический символ!).
Несмотря на столь большое значение его фигуры, центральный конфликт оперы разворачивается не вокруг действий Абая, а вокруг молодых возлюбленных Айдара и Ажар. Жених Ажар, которому она была сосватана с младых лет, умер, и по старинным обычаям она должна была выйти замуж за его брата Нарымбета. Но сердце ее лежит к талантливому поэту-песеннику Айдару, с которым она сбегает в аул его наставника, Абая. Он встает на их защиту и предотвращает немедленную казнь, но родственники Нарымбета жаждут мести. Грядет суд, на котором решится судьба двух влюбленных, которые, подобно Ромео и Джульетте, родились во враждующих семействах. Но на весах лежит также и благополучие народа, который может взбунтоваться из-за нарушения древних законов. На конфликте традиций и морали строится сюжет эпической оперы-драмы, написанной в традиционном стиле русской оперы XIX века, со множеством выразительных арий и дуэтов, а также танцевальных номеров.
Слова не могут передать, насколько красочно оформлена эта постановка. Каждый раз, когда кажется «они не могут превзойти роскошь уже представленных ранее декораций и костюмов», оскароносная художница по костюмам Франка Скуарчапино и ее муж, сценограф Эцио Фриджерио, умудряются доказать нам обратное. Насколько богато оформлен дом Абая во второй картине – библиотека с огромными шкафами до потолка, со стенами, будто отлитыми из золота. Насколько интересен ландшафт степи в первой и третьей картинах, особенно при резком контрастном освещении (Виничио Кели), когда каждый камешек ясно виден. Апогеем творческих усилий постановочной группы является свадьба в четвертой картине. Визуально это пиршество для глаз: рядом стоят Айдар в белой меховой шубе и папахе и Ажар в ярко-красном платье и саукеле, а вокруг них – калейдоскоп красных, желтых, зеленых костюмов. Эту картину также украсили балетные сцены, немного отсылающие к «Половецким пляскам», но тем не менее заслуживающие внимания благодаря разнообразной и чуткой хореографии Турсынбека Нуркалиева и Галии Бурибаевой.
На фоне столь впечатляющего зрелища и музыкальная часть представления держится на высоком уровне. Оркестру под управлением Элмара Бурибаева достается немало сложных мест, в частности виртуозный номер с акцентом на медной группе на свадьбе, и музыканты везде демонстрируют высокий уровень качества. Из певцов запомнились Меир Байнеш (Айдар) и Салтанат Ахметова (Ажар), у которых были как слаженные дуэты, так и проникновенные сольные номера. Также отметим сдержанные, но глубоко наполненные смыслом монологи Талгата Мусабаева (Абай); «протяжные» куплеты Султана Бакытжана (Кокбай) и ответную арию Татьяны Вицинской (Карлыгаш), которые украсили и без того эпичную свадьбу. Особенно трагично и остро звучали сцены Беимбета Танарыкова (Азим).
Как ни странно, если бы все исторические оперы ставились, как «Абай», то к блеску и пышности зрители бы рано или поздно привыкли. Но, когда обстоятельства время от времени преподносят нам такие подарки, мы их ценим намного сильнее. На фестивале «Видеть музыку» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив «Астана Опера» преподнесла Москве очень ценный подарок, и мы ей благодарны.