Локомотивом проекта постановки «Мастера и Маргариты» Сергея Слонимского по роману Михаила Булгакова можно без преувеличения назвать художественного руководителя Самарской оперы, дирижера-постановщика Евгения Хохлова (ЕХ). Ольга Русанова (ОР) поговорила с ним прямо на Исторической сцене Большого театра по окончании спектакля, прошедшего в рамках фестиваля «Видеть музыку».
ОР Евгений, каково место этого проекта в истории театра?
ЕХ Для театра это важный рубеж, который означает, что мы остаемся живым театром-экспериментатором, неразрывно связанным с именем Слонимского и других современных композиторов. Я надеюсь, что мы эту традицию продолжим, и не только потому, что теперь носим имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (а один из векторов нашей репертуарной политики – «Шостакович и его современники»). Мы хотим пойти дальше, исполнять и более современную, сегодняшнюю музыку. Есть идея создать на базе нашего театра конкурс композиторов имени Слонимского, который будет проходить один раз в два года. Победителям театр закажет произведение, которое уже через год будет поставлено на нашей сцене. Я надеюсь, что мы откроем новые имена, тех, кто достойно продолжит традиции своих великих учителей. Мы должны поднять престиж композитора крупной формы, потому что сегодня многие композиторы либо находятся в тени, либо уходят в мюзиклы, кино, в камерную музыку – словом, туда, где проще реализоваться. А должен быть госзаказ, и мы хотим сделать шаг в эту сторону.
ОР А какое место эта работа занимает в вашей биографии?
ЕХ Лично для меня это совершенно новый музыкальный язык, ведь в консерватории нас не учат такому живому общению с современной музыкой. В этой опере Слонимский, как мне кажется, опередил свое время: здесь необычный инструментарий (усеченный оркестр, скорее даже ансамбль), много соло, в партитуре почти нет тактовых черт – она вся горизонтальная, там монодийное письмо. Получается, играть надо так, как чувствуешь. Но это невозможно, поэтому пришлось глубоко вникнуть в партитуру, чтобы структурировать весь материал. Не скрою, для меня история оказалась непростой, но в итоге я влюбился в эту музыку. Она очень театральна, там столько лейтмотивов, столько мелочей, которые раскрываются постепенно. Ведь до этого были «Онегин», «Травиата» et cetera – словом, спектакли, музыку которых все знают. А «Мастера и Маргариту» практически нигде не послушать, тем более в нашей редакции: ведь мы первые сыграли все именно так, как задумал композитор. Это уникальная работа в моей биографии, и я ей очень дорожу, дорожу новым сотворчеством с оркестром.
ОР На современную оперу публика ходит не особенно охотно, а на вашего «Мастера» в Большой было не попасть. Не скрою, не ожидала.
ЕХ Да, и, представьте, мы много играем этот спектакль в Самаре. Даже поставили рекорд: в декабре 2023 года дали его пять раз.
ОР На аншлагах?
ЕХ Конечно, мы даже добавляли спектакли в афишу, так как был ажиотаж, спрос превышал предложение. Люди хотели прийти еще и еще раз, потому что произведение многослойное, с подтекстом, есть о чем подумать, и оно очень сложное, интересное. Да и постановочная команда у нас выдающаяся: маститый режиссер Юрий Александров, который, на мой взгляд, создал один из лучших своих спектаклей. Юрий Исаакович – мой театральный «папа», я его «птенец», начинал в театре «Санктъ-Петербургъ Опера», и, собственно, именно он для меня музыкальный театр и открыл – до этого я был симфоническим дирижером. Также с нами сотрудничали талантливые сценограф Сергей Новиков и художник по свету Ирина Вторникова. Удивительная «химия» сложилась и между всеми нашими цехами: оркестром, хором, солистами, артистами балета, и я дорожу этой химией.
Этот спектакль для нашего коллектива стал праздником, и, я надеюсь, «Мастер и Маргарита» надолго сохранится в репертуаре Самарской оперы. Хотелось бы только, чтобы спектакль увидело как можно больше людей. Мы получаем много заявок, и, мне кажется, стоило бы его прокатить по стране, показать хотя бы в крупных залах. Пока за пределами Самары мы сыграли его в Мариинском и Большом театрах, за что низкий поклон Валерию Гергиеву. Ну и огромную помощь нам оказал фестиваль «Видеть музыку», очень важный для объединения театрального пространства нашей страны, для того, чтобы нам иметь общую систему координат, «видеть музыку и спектакли друг друга».