В Мюнхене стартует показ новой версии тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Ее представят режиссер Тобиас Кратцер и музыкальный руководитель Баварской оперы Владимир Юровский. 27 октября состоится премьера «Золота Рейна», первой части цикла, а полностью завершить работу над тетралогией планируют к 2027 году.
В этом сезоне ожидается семь показов «Золота Рейна». Состав исполнителей уже опубликован на официальном сайте театра: Вотан – Николас Браунли, Альберих – Маркус Брюк, Логе – Шон Паниккар. Премьера будет транслироваться в прямом эфире по радио BR-Klassik.
В новой версии «Кольца» режиссер намерен отказаться от привычной современному зрителю репрезентации богов и представит свое видение произведения Вагнера сквозь призму понятий смерти и бессмертия. По мнению Кратцера, главная проблема всего цикла – это трагичность существования богов, зависимых от смертных существ, таких как великаны Фазольт и Фафнер. Кроме того, режиссера интересует легитимность статуса богов и их место в художественном мире Вагнера. Кратцер по-философски переосмыслил и другие важные мотивы «Кольца». Например, центральный образ первой оперы тетралогии – золото Рейна – он представил в спектакле как бесформенную энергию, которая потенциально может превратиться во все что угодно; золото – это не материальное богатство, а символ власти, ее разрушающей и созидающей силы.
Тобиас Кратцер – один из наиболее востребованных оперных режиссеров, работающий как с классическим, так и с современным репертуаром; «режиссер года – 2020» по версии журнала Opernwelt. «Золото Рейна» – не первый его опыт работы с операми Вагнера. Его постановки «Тангейзера», «Нюрнбергских мейстерзингеров» и «Гибели богов» получили высокие оценки критиков. В 2019 году «Тангейзер» в версии Кратцера открыл Байройтский фестиваль (дирижер – Валерий Гергиев).
С Владимиром Юровским Тобиас Кратцер сотрудничал в других проектах: в марте этого года они в тандеме осуществили на сцене Баварской оперы постановку «Пассажирки» Мечислава Вайнберга. По словам режиссера, их совместная работа над «Золотом Рейна» была особенно интенсивной. Кратцера и Юровского объединяет отношение к музыке Вагнера как к универсальному произведению искусства, любовь к деталям и свежим трактовкам, а также открытость новому слушательскому и зрительскому опыту.