Фестиваль «Пять вечеров» впервые откроется симфонической программой

25.10.2024
Фестиваль «Пять вечеров» впервые откроется симфонической программой

VI фестиваль Союза композиторов России «Пять вечеров» пройдет с 29 октября по 11 ноября 2024 года. Произведения 40 современных российских композиторов прозвучат на пяти разных сценах Москвы. Фестиваль впервые откроется симфонической программой: 29 октября в Зале Чайковского Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова представит три московские премьеры: сюиту из балета «Пиковая дама» Юрия Красавина, Концерт для двух флейт и симфонического оркестра Дениса Хорова, а также «Вариации и аплодисменты» Алексея Сысоева. За дирижерским пультом – Игорь Дронов. Сочинения созданы в рамках программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России.

Творчество Юрия Красавина ассоциируется в первую очередь с традицией музыкального постмодерна. Его партитуры полны цитат, аллюзий, поданных то с насмешкой, то с любовью. Красавин совершенно свободен в обращении с чужим материалом, к которому относится так же, как русские композиторы относились к музыке народной, и «беззастенчиво заимствует». В прошлом году Красавин отметил 70-летие, и юбилейный сезон ознаменовался премьерами сразу трех его балетов: в Большом поставлены «Буря» по Шекспиру и «Пиковая дама» на основе оперы Чайковского, а в Нижегородском театре оперы и балета свет увидела «Пиковая дама» уже с оригинальной музыкой.

Свою «Пиковую даму» Красавин называет сочинением веселым – он декларирует уход от романтизации, привычной нам по опере Чайковского, и возврат к Пушкину, хотя признается, что его балет имеет к Пушкину примерно такое же отношение, как «Дон Кихот» Минкуса к роману Сервантеса. «В либретто мне очень понравились две вещи: оно никак не было связано с оперой Чайковского и трактовало события повести в довольно легкомысленном духе, – рассказывает композитор. – Кроме того, ставилась очень понравившаяся мне задача написать своего рода ироническую оду классическому балету, поэтому каждый поворот сюжета (Лиза не топится, Герман не погибает) используется, как повод потанцевать».

Денис Хоров принадлежит к поколению композиторов, чья музыка звучала в программах знаковых проектов 2010-х: «Другое пространство», «Платформа», «Трудности перевода». Сочинения Дениса охватывают широкий стилистический диапазон, не выходя за пределы конвенционального музыкального языка. Он находит вдохновение в работе с солистами, прекрасно чувствует природу инструментов и пишет музыку, которую интересно играть и приятно слушать. Концерт для двух флейт с оркестром – виртуозный, эффектный, кинематографичный – яркий тому пример. Он написан по заказу флейтистки Ирины Стачинской в рамках программы «Ноты и квоты».

Премьера состоялась в ноябре 2023 года в Иркутске, затем последовали исполнения в Нижнем Новгороде, Абакане, Тамбове, а осенью 2024 года сочинение звучит в Москве и Хабаровске. Автор подчеркивает, что шесть премьерных исполнений стали возможны благодаря энтузиазму Ирины Стачинской, поддержке руководителей региональных филармоний и программе Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны». «В Концерте я хотел выразить свое понимание русской музыки, чтобы Концерт был ею от первой до последней ноты… успех сочинения и географическая широта его исполнений обусловлены новым подходом к жанру: это первый концерт для двух флейт и симфонического оркестра в российской академической музыке».

Один из самых радикальных авторов, пишущих сегодня в России для оркестра, Алексей Сысоев убежден: «Будущее музыки рождается не в мейнстриме, а в ее пограничных областях». Частью его творческого ДНК является импровизация; он пришел в академическую музыку из джаза, и даже в тщательно выписанных его партитурах ощущается внутренняя свобода, а в качестве инструментов в них можно встретить телеграфный ключ, пишущие машинки, электромагнитные реле, неваляшек и так далее. В «Вариациях и аплодисментах» список инструментов включает смартфоны и четыре велосипеда. При кажущейся свободе деталей композитор строго контролирует результат: шум окружающей среды, который транслируют смартфоны, должен быть записан в соответствии с определенными условиями, а перемещения музыкантов по залу заранее отрепетированы.

«Сочинение можно и рассматривать сквозь фильтр иронии, и относиться к нему серьезно, как к критике существующего положения вещей, – размышляет композитор. – Мы погружены в мир условностей: печальный минор, просветленный мажор, гнетущая атональность, тревожная перкуссия, неземные тремолирующие струнные, обязательная кульминация на гребне динамической волны с ударом в там-там… А что если хаотически перемешать эти элементы или наоборот, сделать ‘‘так, как надо’’?»

В концертах фестиваля участвуют также Камерный хор Московской консерватории, коллективы CEAM Artists, OpensoundOrchestra, Reheard, N’Caged, Московский Ансамбль Современной Музыки, «Студия новой музыки», струнный квартет Vacuum. Состоится десять мировых премьер, одна российская и три московских. Закрытие фестиваля пройдет 11 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории.