Центр «Зотов» и MusicAeterna Dance представят спектакль-фантазию

28.10.2024
Центр «Зотов» и MusicAeterna Dance представят спектакль-фантазию

MusicAeterna Dance и Центр «Зотов» представят танцевальный спектакль-фантазию «Мистерия про это», который посвящен постановке Всеволода Мейерхольда и Казимира Малевича по пьесе Владимира Маяковского «Мистерия-буфф» и приурочен к 150-летию Мейерхольда. Премьерные показы пройдут 13, 14 и 15 ноября в рамках выставки «От утопии к театру» в Центре «Зотов» (режиссер-постановщик Анна Гусева, композитор Кирилл Архипов, хореограф Анастасия Пешкова).

О первой постановке «Мистерии-буфф», созданной в 1918 году, известно немного. Известно только, что публика не приняла новаторскую режиссуру Мейерхольда, супрематические декорации Малевича и «плакатный» текст Маяковского. Однако постановка надолго опередила свое время и сегодня считается одной из легенд авангардного искусства.

Авторы «Мистерии про это» создали спектакль-фантазию на темы, заданные сто лет назад. Литературную основу спектакля составляют два текста Владимира Маяковского: пьеса «Мистерия-буфф» и поэма «Про это». По замыслу режиссера Анны Гусевой, «Мистерия про это» исследует взаимоотношения индивидуума и коллектива, постепенное обретение человеком голоса и вектора движения, место любви и личности в механистическом мире. Все это — через лаконичную форму: деление толпы на группы, пары, возникновение конфликтов внутри групп, их распад на отдельных перформеров. Хореография Анастасии Пешковой опирается на принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда и пространственные решения Казимира Малевича.

«Один из главных приемов в “Мистерии про это” — мизансценирование на 360 градусов. Перформеры находятся на крутящейся платформе, и зрительское внимание направляется на ту часть платформы, которая к нему приближается. В зависимости от положения в зале, зрители видят разную картинку. Общей опорой становится не визуальная, а музыкальная составляющая постановки: звук объединяет все точки видимости и помогает каждому достроить воспринимаемые им фрагменты до целого. Так зритель становится соучастником творческого процесса», — говорит Анна Гусева.

Авторы «Мистерии про это» развивают идеи создателей спектакля 1918 года и превращают танцевальную труппу в хор. Танцовщики становятся частью музыкальной партитуры, работают с дыханием, голосом и речью. Музыку к спектаклю написал молодой композитор, резидент musicAeterna и Дома Радио Кирилл Архипов. В основе его работы лежит междисциплинарный подход. Он раскрывается во взаимодействии участников труппы musicAeterna Dance, мастера экстремального вокала Ольги Власовой, исполнителя на трубе и потока электронной музыки.

«Музыкальная партитура спектакля произрастает из моего, но также и из общего архитектонического слуха постановочной команды. Звуковая палитра спектакля состоит из театральных жестов и большого количества электронной музыки — например, записи нескольких электрогитар. Перформеры в «Мистерии про это» сочетают в себе роли танцовщиков, перкуссионистов и чтецов, которые транслируют текст в разных формах — от декламации до пения»,  — сказал Кирилл Архипов.

Премьера спектакля-фантазии «Мистерия про это» будет представлена 13, 14 и 15 ноября в Центре «Зотов» в рамках выставки «От утопии к театру», посвященной конструктивистскому периоду творчества Всеволода Мейерхольда — одного из главных реформаторов театральной сцены XX века.