Среди значительных юбилейных дат нынешнего года заметным событием стало 160-летие со дня рождения Рихарда Штрауса. Однако моноконцерт в честь немецкого композитора и дирижера, которому при жизни посчастливилось познать успех и признание, – случай редкий и, как правило, особенный. Тем ценнее программа, представленная в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии в рамках Большого международного фестиваля «Чайковский. Перезагрузка».
Оммаж Рихарду Штраусу – инициатива Антона Лубченко, художественного руководителя Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. За пультом коллектива в этот вечер был приглашенный дирижер Арман Тигранян, третий сезон продолжающий сотрудничество с Мариинским театром.
Программу «Рихард Штраус – 160», которая проходила с комментариями музыкального критика Елены Истратовой, смело можно назвать экстраординарной: два из трех заявленных произведений крайне редко звучат на петербургской сцене.
Первым сочинением, подаренным слушателям по случаю славного юбилея композитора, стал Дуэт-концертино для кларнета и фагота с оркестром, написанный Штраусом в 1947 году. В произведении, требующем от солистов и оркестра завидной виртуозности, идиллические настроения соседствуют с тонким юмором и озорством.
«Титульные» партии исполнили лауреаты международных конкурсов Евгений Печёнкин и Артем Артёмов – концертмейстеры группы кларнетов и фаготов Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Ансамбль музыкантов напоминал органичный оперный дуэт с участием женского и мужского голосов, в котором изящные пассажи и «колоратуры» кларнета сопровождались галантными мелодическими оборотами фагота с мягким и благородным звуком. Перед началом концерта солисты поделились, что их инструменты по воле Штрауса как будто нарушают «законы гравитации» и выходят на новые уровни технической сложности.
Танцевальная сюита на темы Франсуа Куперена, созданная композитором в 1923 году, продолжила первое отделение концерта. Думается, перед Арманом Тиграняном стояла непростая задача: на примере исполнения этой партитуры продемонстрировать тончайший ювелирный узор оркестровых партий и одновременно показать эмоциональный контраст каждой из восьми частей сюиты, вдохновленной эстетикой рококо. Возможно, поэтому жесты дирижера казались несколько преувеличенными для такого камерного сочинения, однако оркестр будто бы был настроен на воплощение ярких образных эффектов.
«Метаморфозы» для струнных инструментов представили во втором отделении концерта. Произведение, законченное в 1945 году, словно на обломках рухнувшего мира, стало смысловым якорем музыкального приношения композитору. В интерпретации Армана Тиграняна и Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга «Метаморфозы» прозвучали довольно сдержанно и местами несколько отстраненно – вне времени. Дирижер, а вместе с ним и оркестр, видимо, находились в поиске баланса между трагедийным началом и лучом надежды. Это путешествие-исследование послужило «нитью Ариадны» для сохранения единства драматургии одного из сложнейших сочинений камерной музыки.
Изысканные партитуры, с венчающими программу «Рихард Штраус – 160» «Метаморфозами», осветили отдельные грани таланта и мастерства их создателя. Вероятно, слушатели, трогательно аплодировавшие в конце музыкального вечера, почувствовали глубокий философский подтекст заключительного произведения, ведь каждый из нас совершает ежедневный выбор между хаосом и гармонией. Публика расходилась неохотно: композитор, казалось, незримо присутствующий, не отпускал. А его «монолог» с гуманистическим месседжем – по-прежнему в сердце.