Композиторская лаборатория на космическую тематику, созданная продюсером Еленой Климовой, начиная с 2016 года традиционно проходит осенью. За это время концепция проекта не изменилась: молодые авторы пишут сочинения для русских народных инструментов, их опусы звучат на финальном концерте и позже выходят на дисках. Первые семь лабораторий были организованы в сотрудничестве с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л.Г. Зыкиной, а куратором выступал композитор Дмитрий Курляндский. Год назад проект успешно подхватила его коллега Анна Поспелова, а участникам предложили создавать произведения для разных составов. В этот раз задачу усложнили: для секстета балалаек Русского камерного оркестра «Усадьба» под управлением Романа Хохрякова. Семь композиторов на протяжении нескольких недель вдохновлялись темой космоса в искусстве и жизни и работали с исполнителями над поиском интересных специфических звучаний.
Результатом их творческого взаимодействия стал концерт в самом что ни на есть тематическом пространстве – в павильоне «Космос» на ВДНХ. В просторном зале с экспонатами и вращающимся макетом земного шара ощущалась особая атмосфера – хотелось, как в иммерсивном спектакле-бродилке, ходить и самостоятельно изучать территорию. Однако публику рассадили в шахматном порядке, тем самым обозначив формат стандартного концерта: необычными были только «декорации» за спиной музыкантов и огромный портрет улыбающегося Юрия Гагарина с чайкой в руке. Торжественный старт вечера – возглас «поехали!», произнесенный Еленой Климовой по сложившейся традиции лаборатории, сейчас воспринимался особенно символично. Первый космонавт будто благословил композиторов на подвиги и принялся внимательно слушать камерные десятиминутные опусы, которые записывались в live-режиме.
Первой выход в открытый космос совершила Ксения Вечер-Ковалевская – а с ней и шесть балалаечников Русского камерного оркестра «Усадьба», которые большую часть сочинения перемещались по залу, извлекая звуки на своих инструментах, а также ударяя по их корпусу пальцами. Такая перформативность была обусловлена идеей сочинения «Флуктуация инфлатонного поля»: инфлатоны (звуки) блуждают в пространстве и в определенный момент времени, соединившись, начинают колебаться вместе, образуя таким образом единую звуковую структуру. В пьесе «Пояс астероидов» Сергея Шестакова музыкальной метафорой разнородности состава области Солнечной системы выступил ритмический рисунок – в каждой из шести инструментальных партий-наигрышей он был разным, переменчивым, отчего казалось, что партитура написана в технике алеаторики. Единственный международный участник лаборатории – Улугбек Каримов из Узбекистана – в пьесе Look at the Universe обратился к личности великого астронома Мирзо Улугбека, в обсерватории которого можно увидеть движение звезд во Вселенной. Этот удивительный полет и бескрайнее космическое пространство воплощали тихие тремоло балалаек, нарушаемые резким, словно кластерным взятием струн; композитор, по его словам, также использовал здесь цитаты из узбекской народной песни «Каро Козум».
Одним из самых запоминающихся сочинений лаборатории, по праву завоевавшим приз зрительских симпатий, стал «Космонавтик» Сергея Хворостьянова. Композитор попытался представить, как бы воспринимал таинственный мир космоса ребенок. На протяжении всей пьесы из звукового вакуума электроники и тихих наигрышей балалаек всплывал записанный детский голос, рассуждающий о том, что когда он вырастет, то станет космонавтом. Хворостьянов, пожалуй, единственный участник этой лаборатории, который полноценно использовал акустические особенности пространства: звуки наполняли каждый его уголок, буквально накрывали с головой публику, словно увлекая в космическую воронку. В своих «Отзвуках космического вакуума» Алсу Сунгатуллина попыталась найти ответы на вопросы, бывает ли абсолютная пустота, даже если мы в космосе; а может, именно из этого и рождается жизнь – из пустоты? Сочинение медитативного характера, включающее как традиционные способы звукоизвлечения на струнных, так и авангардные приемы игры, подталкивало к рефлексии и слушателей.
На создание опуса «В ожидании сигнала» Антона Смирнова вдохновил «Солярис» Станислава Лема – автор представил себе, как ученые сквозь белый шум и помехи ловят сигнал из космической бездны. Пьеса оказалась построена на сонористических шелестах и скольжениях: музыканты медленно водили смычком по струнам балалаек. В финале лаборатории «Открытый космос» секстет изобразил бег времени по кругу. Минималистская пьеса Cycle Ивана Кузнецова напоминала саундтрек к фантастическому фильму с жизнеутверждающим концом: нет ничего постоянного, кроме самого изменения и пустоты, утверждал автор. Победителем этой космической гонки среди композиторов лаборатории в итоге стал Улугбек Каримов. Елена Климова, Анна Поспелова, Роман Хохряков и музыкальный продюсер проекта Валерий Мифодовский решили, что Гран-при в виде матрешки с космонавтами внутри отправится в солнечный Узбекистан.