OISEAUX TRISTES <br> FAZIL SAY <br> WARNER CLASSICS Релизы

OISEAUX TRISTES
FAZIL SAY
WARNER CLASSICS

Турецкий пианист Фазыл Сай также известен как композитор, автор большого числа сочинений с использованием национальных мотивов и текстов. Его репертуар охватывает практически все крупные течения и школы. В его дискографии, которая вся выпущена на лейбле Warner Classics, — сонаты Бетховена и Моцарта, ноктюрны Шопена, Гольдберг-вариации Баха, сочинения Гершвина, два тематических диска «Утро» и «Вечер» и т. д.

В своем последнем релизе Oiseaux tristes («Грустные птицы») Фазыл Сай обратился к произведениям французских композиторов: «Четвертой книге пьес для клавесина» Франсуа Куперена, «Бергамасской сюите» Дебюсси и «Отражениям» Равеля. Идея этого сочетания — в преемственности традиций: Дебюсси и Равель, жившие на рубеже XIX–XX веков, оба почитали старинную французскую музыку, в том числе и Куперена. Отголоски «галантного стиля» слышны больше в «Бергамасской сюите», которая включает популярные в XVII–XVIII веках танцевальные жанры — менуэт и паспье, в то время как «Отражения» — чисто импрессионистский цикл, полный затуманенных и застывших в неуловимой красоте образов.

В интервью, данном сайту Interlude, Сай так описал свой подход: «Музыка должна всегда выглядеть будто импровизация, так как произведение само по себе является импровизацией. Композитор пробует, снова пробует, затем он находит что-то, что ему нравится, и это развивает. Игра должна имитировать этот процесс импровизации». Стиль пианиста определенно отражает некую спонтанность и импульсивность момента. Глядя на его другие выступления, запечатленные на видео, понятно, насколько ему важно изнутри прочувствовать музыку и наслаждаться ей. Бывают исполнители, которые сидят неподвижно с каменным лицом, но у турецкого пианиста внутри и снаружи кипит страсть.

В Куперене, где Сай адаптировал фактуру под фортепианные возможности и добавил украшений, этот стиль работает. Несколько однообразные пьески расцвечиваются новыми красками. Сай в своей манере игры не подражает клавесину (что было бы трудновыполнимо) и не пытается идти тропой аутентистов, а вместо этого трактует композитора XVIII века как романтика. Пианисту также благоприятствует то, что в старину музыка имела гораздо более импровизационный характер и фиксировалась на бумаге только лишь в общих деталях, предполагая свободу интерпретации.

«Бергамасская сюита» Дебюсси стоит где-то на полпути между ранним периодом, где автор ориентировался на своих предшественников, и зрелостью, когда композитор обрел свой стиль. Несмотря на внешнюю простоту, от исполнителя требуется точность артикуляции и контроль над динамикой, которой пианист, похоже, намеренно пренебрегает. Каждый раз, когда хочется насладиться ровным туше, вдруг одна-другая нота вылезает, сбивая впечатление. Иронично, что самая «заезженная» и избитая пьеса цикла — «Лунный свет» — у него получилась самой убедительной, продуманной и взвешенной. Остальным частям сюиты, увы, не повезло.

В «Отражениях» Равеля вновь всплывают те же проблемы с «вылезающими» нотами в быстрых пассажах, хотя композитор не раз отмечает: играть «без нюансов» или «без артикуляции». Но не остановить порывы буйства сердца Фазыла Сая — он настолько увлечен процессом, что на записи отчетливо слышится его неистовое дыхание. «Отражения» пианист сыграл так, что все хрупкие и нежные образы Равеля оказались увеличены по интенсивности в три-четыре раза. Получилась уже не «Лодка в океане», а целый пароход!

Конечно, Фазыла Сая нельзя упрекнуть в недостатке старания или отсутствии технических возможностей. Это пианист с мировым именем, которого в других случаях слушать интересно. Однако, как кажется, французский стиль он подменил собственным, который не везде убедительно сочетается с предложенными композиторами идеями.