Уже четыре года ее нет с нами, а такое впечатление, что буквально вчера она входила в свой класс в Академии хорового искусства имени В.С. Попова, где долгие годы возглавляла кафедру сольного пения.
Ее ученики поют на главных оперных сценах, посвящают ей знаковые события в своей жизни. Ее голос в записях упражнений и распевок по-прежнему звучит в классах и гримерках по всему миру.
Тонкое, глубокое, почти магическое понимание голоса Светланой Григорьевной поражало многих. Вспоминает бас-баритон Владимир Байков: «Был сентябрь 1999 года, а в августе я получил премию на очень серьезном конкурсе вокалистов имени Мирьям Хелин в Хельсинки. Светлана Григорьевна расспросила меня о том, как прошел конкурс и какой репертуар я пел. Стала показывать свои упражнения. В моем тогдашнем восприятии вокальной техники и всего, что связано с голосом, их даже нельзя было назвать упражнениями. Это были в основном некоторые советы по координации дыхания, я бы даже сказал, это были упражнения без певческого звукоизвлечения в привычном для меня смысле. Мне сразу это показалось заслуживающим доверия, потому что исключало форсирование звука и вообще любое насилие над голосовым аппаратом. К моменту встречи со Светланой Григорьевной у меня уже было четыре вокальных педагога. И я не могу сказать, что все было гладко. И тут я встречаю человека, который мне без единого слова вдруг предлагает нечто такое, что на физиологическом уровне мне подсказывает, что “вот он”! Пока мы молодые и сильные, мы поем скорее природой, но не школой. И здесь вдруг тебе предлагается нечто рациональное, которое не только может выявить КПД твоего голоса, то есть при наименьших затратах достичь наиболее яркого результата, но и приводит к культивации тембра, голос становится более звучным, красивым. Бывают моменты абсолютной ясности в жизни. Мне сразу стало ясно, что да, с этим педагогом можно двигаться дальше».
Попасть к педагогу Нестеренко было большой удачей. К ней стремились многие, разными путями, и к каждому она находила свой подход.
По воспоминаниям меццо-сопрано Елены Максимовой, ее всегда удивляло то, как много она получала всего за полчаса занятий, на что Светлана Григорьевна отвечала: «Лена, вы пришли на полчаса и ушли. А ваш голос у меня всю ночь крутится. И я думаю, что нужно сделать дальше, как выстроить наши занятия дальше».
Найти этот уникальный рецепт для каждого было непросто, порой путь к результату был очень долгим, продолжает Елена Максимова: «В распевках она со мной была очень откровенна. Каждые полгода их меняла, пытаясь решить мою проблему постепенно, распутывая весь клубок понемногу. Очень многие певцы не понимали и не принимали ее методику. Кто-то уходил-приходил. Мне действительно повезло, я в правильное время к ней попала. Хорошо, что она тоже это понимала. Я искренне благодарна Светлане Григорьевне! И даже при таком взаимопонимании мы шли к результату несколько лет.
Я пою разный репертуар, поэтому постоянная смена распевок мне очень помогает. Я записывала все наши уроки. Сейчас смотрю, что и как мы тогда делали, и многое переосмысливаю. Это очень интересно. Светлана Григорьевна всегда со мной!»
Светлана Нестеренко была и потрясающим психологом, умела успокоить и настроить так, что не оставалось сомнений – все получится!
Вспоминает тенор Ярослав Абаимов: «Меня пригласили в Большой театр, это был дебют в партии Юродивого в “Борисе Годунове”. Естественно, коленки тряслись. Прихожу на спектакль, готовлюсь, меня уже загримировали, надо немножко распеться. И понимаю, что все: от волнения я просто не могу петь. У меня спазм, в общем, жуть. Заходит Светлана Григорьевна. Я говорю: “Все, голоса нет”. – “Как нет? Не пугай меня”. В общем, 15 минут вокальной медитации со Светланой Григорьевной, и голос на месте, я пошел петь».
Два года назад Ярослав дебютировал в партии Юродивого на сцене театра La Scala. Это событие он посвятил своему педагогу Светлане Григорьевне Нестеренко.
Почти три года назад в Москве открылся центр, который носит имя выдающегося педагога. Здесь бережно хранят память о Светлане Григорьевне, ее ученики проводят вокальные мастер-классы и делятся профессиональными секретами, в центре проходят и другие просветительские мероприятия. Наследие Светланы Нестеренко продолжает жить, помогает новым поколениям вокалистов добиваться блестящих успехов.