Хэштег #зарядиськино не зря отмечает эту музыкальную программу – здесь два великих искусства переплетаются тесно, как нигде. Программа «Музыка кино» стала новым проектом дуэта, который из года в год изобретает новые варианты пересечения не только академической музыки с современной, но и вообще – синтеза разных искусств.
Елена Ревич и Полина Осетинская – музыканты, которые не боятся быть открытыми новым идеям и экспериментам. Так, два года назад скрипачка и пианистка совместно с ансамблем “Персимфанс” «сочинили» концерт с эффектным названием «Мета-Бетховен», где музыка венского классика перемежалась (а иногда и прерывалась) опусами Ксенакиса, Шнитке и других авангардистов. А еще один проект Елены Ревич – «Музыка на воде» – стал практически регулярным действом летних сезонов с 2013 по 2016 годы. В его рамках на Патриарших прудах звучала современная и старинная музыка, изначально не предназначенная для исполнения на открытом воздухе.
Новый проект дуэта кажется, на первый взгляд, некоторой уступкой вкусам публики. При словосочетании «музыка кино» представляются популярные саундтреки к кинохитам, где зал сможет подпевать исполнителям, но никак не музыка, сопровождающая «настоящее», фестивальное кино, доступное лишь ценителям. Однако Ревич, Осетинская и ведущий концерта Роман Гончаров сумели найти золотую середину и показать киномузыку самых разных стран, лет и жанров.
«Музыку из сериалов “Менты”, “Бандитский Петербург”, “Полицейский с Рублевки” и т.д. играть не будем», – этой цитатой из программки Елена Ревич заранее предупреждает зрителей о том, что концерт посвящен великому киновеку, ХХ столетию, а сиюминутных хитов ждать не придется. И в самом деле, если посмотреть на перечень произведений и композиторов, то не сразу можно догадаться, что речь идет о киномузыке. Гершвин, Десятников, Масканьи, Дрезнин, Чаплин, Рота, Гардель – все эти авторы представляются абсолютно самобытными мастерами, для которых музыка в кино – лишь одна из граней творчества.
Поэтому и сам концерт был выстроен довольно строго, без излишеств, которые могли бы быть уместны в «легком» жанре. Каждую композицию сопровождал видео- либо фоторяд, но, что особенно важно, – не на всем протяжении музыки, благодаря чему создавалось необходимое пространство для воображения. Все же главной здесь была музыка – а кино стало лишь ее спутником.
И только в одном эпизоде авторы концерта позволили себе создать яркий перформанс. Фантазия из фильма «Крестный отец», написанная Сергеем Дрезниным специально по заказу Елены Ревич, стала кульминацией концерта – ведь на сцене, помимо дуэта, «ружья и пистолеты, кольца и браслеты, а также пара мафиози». Мафиози, эффектно появившимися на сцене в белых перчатках, были сами Ревич и Гончаров, а Осетинская и вовсе вооружилась пистолетом. Особый контраст получился благодаря тому, что фантазию предваряло Интермеццо Пьетро Масканьи, также звучавшее в фильме, – своеобразное лирическое отступление. Ну, а музыке Дрезнина визуализация нисколько не помешала: фантазия прозвучала на таком же высоком уровне, как и весь концерт. А до этого звучали композиции из фильмов, повествующие историю не только киномузыки, но и кинематографа в целом. Существенна в этом роль ведущего: благодаря его комментариям, содержательным, но при этом легким и ненавязчивым, удалось объединить в одно целое самую разную музыку. Пьесы из фильма «Порги и Бесс» с музыкой Гершвина из одноименной оперы предварялись рассказом о самых первых моментах появления звука в кино и искусстве таперов. Разговор о стилизациях в киномузыке и историческом кино сопровождал «шубертовскую» по духу композицию Дарио Марианелли из фильма «Гордость и предубеждение». И, конечно, концерт не мог обойтись без музыки Чаплина («Smile» из фильма «Новые времена») и рассказа о самом универсальном гении кино, великом актере, режиссере и композиторе.
Золотую эпоху советского кинематографа, наверное, ни одно произведение не могло передать лучше, чем фантазия Сергея Дрезнина «Цирк» для скрипки и фортепиано на темы Исаака Дунаевского из гениального одноименного фильма. Полине Осетинской и ее напарнице удалось исполнить эту музыку с женским изяществом – тонко и глубоко. А сольная композиция для фортепиано – Сюита Нино Роты из фильма «Казанова» Федерико Феллини – показала мастерство пианистки и в то же время стала некоторым испытанием для публики: музыка весьма непростая, элитарная и во многом не кинематографичная.
Блестящим получился финал вечера – знаменитое танго «Por una cabeza» Карлоса Гарделя, которое прозвучало сразу в нескольких великих фильмах («Запах женщины», «Правдивая ложь», «Список Шиндлера»). В нем принял участие, помимо дуэта, ведущий Роман Гончаров, саккомпанировавший Елене Ревич на альте, что стало еще одним сюрпризом для слушателей. А в целом, танго стало самым изящным и благородным завершением концерта, которое можно было бы придумать.
«У всех есть тайные мечты. Вот и у меня была такая – быть певицей в кабаре, как Лайза Минелли, например, и чтобы мундштук, и длинное платье… Или ты Любовь Орлова, сверкаешь глазами-бриллиантами и поешь волшебную колыбельную своему темнокожему сыну. Или просто на подпевках в оркестре Гленна Миллера, и похожа на Мэрилин Монро, обязательно! Такую программу, не очень серьезную и, конечно, не очень сложную, – привет, скептики! – но чистую отраду для моих тайных желаний, мы делаем с моими любимыми друзьями». Эти слова Полины Осетинской, пожалуй, как нельзя лучше отражают идею красивой и несколько ностальгичной программы «Музыка кино».