«Картинки» в диалогах События

«Картинки» в диалогах

В Нижнем Новгороде завершился VIII фестиваль «Картинки с выставки»

Последние дни октября в столице Приволжья были окрашены в цвета современной музыки. Традиционный музыкальный форум, организуемый Нижегородской консерваторией, вдохновленный талантом Бориса Гецелева и продолженный творческими устремлениями его учеников – председателя регионального отделения Союза композиторов России Марка Булошникова и заведующей кафедрой композиции и инструментовки музыкального вуза Оксаны Зароднюк, – укрепляет свои позиции в отечественном музыкальном пространстве.

Симптоматично, что каждый из фестивалей имеет не только строго продуманную и выверенную концепцию, но и свое «лицо» – композиторское и исполнительское. Этот фестивальный этап нашел свое воплощение в идее диалога. Организаторы наделили его броским титулом «“Правые” и “левые” в искусстве – диалог эпох и поколений». Концепция диалога, вневременная по своей сути, открыла необъятные возможности для формирования концертных программ. Главным принципом стали композиторские и художественные взаимодействия, сопряжения, рефлексии, пересечения. Среди наиболее акцентных, отмеченных интригующими ожиданиями событий, стал финальный вечер. В нем для остроты слушательских сопоставлений сначала прозвучал фортепианный оригинал цикла Мусоргского, давший название фестивалю (солист – студент Нижегородской консерватории Сергей Суслов). Во втором отделении состоялась премьера коллективного опуса в духе постмодернистской (или уже метамодернистской) игры-рефлексии, вызванной «Картинками». Сочинение подготовили одиннадцать отечественных композиторов, немалую часть которых составили нижегородцы.

Никто из авторов не потерял связь с первоисточником, с его живой энергией, фантазией, а самое главное, метафоричностью образов. Здесь были инфернальный «Смеющийся демон» Антона Светличного; скерцозно многозначные «Несколько способов войти в сад» Сергея Шестакова; хтоническая «Гипербола Бабы-яги» Антона Сафронова; пугающие призрачные тени, блуждающие «В фонарном свете» («Катакомбы») Дениса Присяжнюка; узнаваемые «Семь-сорок» и ритмические импульсы саундтрека «Матрицы» в S. vs S. («Два еврея, богатый и бедный») Ольги Веденкиной; механистически устрашающее «Быдло» Анны Поспеловой.

Завершающей пьесой нового опуса оказался странный игрушечно-анимационный «перевертыш» «Богатырских ворот» (Der Gnaden Pfort’) Рачьи Есаяна с надтреснутыми, почти беззвучными колоколами и распадающейся музыкальной материей, как поясняет автор, опирающийся на материал протестантского хорала Wachet auf, ruft uns die Stimme («Пробудитесь, взывает к нам голос»). Финал стал самым спорным эпизодом в трансформации идей Мусоргского.

К чести исполнителей, развеявших опасения разных по творческим проявлениям авторов, цикл сложился и прозвучал в исполнении Камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода», расширенного группой из деревянных духовых, перкуссии и рояля (дирижер – Евгений Скурихин), цельно и архитектонично ясно.

Нынешние «Картинки» обозначились камерным подходом в выборе репертуара. Крупных симфонических программ не было, зато фестиваль собрал интересных исполнителей с «лица необщим выраженьем», среди которых с программой «Диалоги и посвящения», основанной на музыке Валентина Сильвестрова, выступил легендарный Алексей Любимов. В рамках фестиваля за выдающиеся творческие заслуги он был удостоен звания почетного профессора Нижегородской консерватории.

В контрастном диалоге с мэтром, двигаясь от полутонов и тонкости нюансов его программы к броскости и остроте звучаний Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Бориса Гецелева, в тот же вечер открытия фестиваля с сольным фортепианным рециталом выступил замечательный нижегородский пианист Руслан Разгуляев.

 

Один из топовых коллективов, специализирующихся на исполнении современной музыки, – OpensoundOrchestra (художественный руководитель – Станислав Малышев) привлек внимание аудитории беспроигрышным ходом. Восторг публики вызвали поданные в блестящей аутентичной манере Il Giardino Armonico, со «вкусными» звукоизобразительными исполнительскими хитростями «Времена года» Вивальди. Последовавший за ними цикл Владимира Мартынова с аналогичным названием, который автор позиционирует как «времена композиторов» и выстраивает этапными стилевыми аллюзиями на музыку Вивальди, Баха, Мендельсона и Пярта, от осязаемой барочной чувственности переключил сознание аудитории в зону интеллектуальной рефлексии.

Обрел фестиваль и новые атмосферные локации. Одна из наиболее притягательных – зал Нижегородского художественного музея, где со своей программой выступил блистательный и тонкий, стилистически точный и ярко эмоциональный московский ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Гомогенная, слитная, но тоже диалогичная программа, окутавшая пространство полифонической аурой средневековой и ренессансной музыки (Жан Мутон, Орландо Лассо, Томас Луис де Виктория), уступила первенство Мессе современного московского автора Алексея Сысоева.

Один из участников знакового проекта «Реквием памяти Жоскена Депре» Жана Ришафора, уже в нем вступивший в жанровый и стилевой диалог, написал сочинение специально для двенадцати певцов ансамбля. «В 2018 году случилось это сочинение, полное сдержанных и трепетных эмоций, которые достигают накала только лишь в кульминации всей формы, в эпизоде Crucifixus, – рассказывает Алексей. – Все остальное – длительный поступенный подход к этой кульминации и длительный спад – все должно рождать идею вознесения и погружения в глубину, подобно стреле готического храма».

Идея диалога оказалась бы неполной без ее отражения в сочинениях камерной музыки признанных отечественных мастеров – ироничной игре Альфреда Шнитке в «Посвящении Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу», авангардных рефлексиях DSCH Эдисона Денисова, мемориальных отзвуках Арво Пярта в Mozart-Adagio. Атмосфера исторического пространства кремлевского Арсенала многократно усилила диалогический «градус» на концерте признанного лидера в интерпретации актуальных опусов – Московского ансамбля современной музыки. Красные кирпичные стены, вобравшие в себя память более пяти веков, бесстрастно отражали звуковую панораму музыки современности.

Как и всегда, фестиваль был наполнен встречами, беседами. В этот раз в программу форума вошла мощная музыковедческая конференция, продолжившая концепцию диалога. В ней участвовали корифеи отечественной науки, представляющие разные музыковедческие школы, – Светлана Савенко, Тамара Левая, Левон Акопян, Константин Зенкин, Татьяна Науменко, Татьяна Сиднева, Анатолий Цукер и многие другие.

Нынешний фестиваль, прошедший при поддержке Министерства культуры РФ, Союза композиторов России и Ассоциации выпускников Нижегородской консерватории, продемонстрировал самые разные формы музыкального диалога: диалог как посвящение, как отражение, как аллюзия или игра. И чтобы включиться во все это многообразие «музык», слушателям потребовалось приложить недюжинные интеллектуальные силы. Что ж, будем ждать новых идей, концепций и готовить свое восприятие для следующих «Картинок».