Осень и начало зимы нынешнего года насыщены различными событиями в области арфового искусства. Всероссийский музыкальный конкурс, в котором представлена номинация «Арфа», фестиваль «На струнах арфы» в Минске, Московская консерватория реализует масштабный проект по случаю 150-летия со дня основания класса арфы, а в Академии Гнесиных состоится ежегодный фестиваль «Арфовое искусство России». Однако первым в этом ряду оказался IV Международный конкурс «Золотая арфа», прошедший в Санкт-Петербурге. На протяжении последних десяти лет он остается единственным в России арфовым состязанием международного уровня.
В условиях нашей реальности провести интернациональное мероприятие не так-то просто. Тем не менее художественному руководителю конкурса заслуженной артистке России, профессору Санкт-Петербургской консерватории и солистке оркестра Санкт-Петербургской филармонии Анне Макаровой удалось это осуществить. Участие в конкурсе приняли арфисты из нескольких стран, включая Аргентину, Сербию, Китай, а состав жюри представляли известные музыканты из России, Франции, Китая, Австрии. Возглавил жюри народный артист России Александр Князев.
Конкурс проходил при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Одним из главных партнеров стал Благотворительный фонд содействия деятельности в сфере культуры и искусства «Фонд Оксаны Волковой», а генеральным спонсором – компания «Сальви Мьюзик (Рус)» в лице ее директора господина Антони Гралака. Компания предоставила свои инструменты для конкурсантов и она же учредила первую премию, которую жюри присудило арфистке из Китая Чжан Синуэ; вторая премия досталась Екатерине Дворецкой (Россия), она же стала обладателем специального приза «Нас услышит мир» от одного из партнеров конкурса. Третье место разделили две представительницы Китая – Цзоу Хандзё и Ли Дзян.
Спустя несколько дней после награждения победителей «Золотой арфы» Анна Макарова (АМ) рассказала музыковеду Александру Баранову (АБ) об истории конкурса, о работе жюри, о конкурсной программе и о многом другом.
АБ Анна, как и когда вы придумали конкурс «Золотая арфа»?
АМ Конкурс был основан в 2009 году мною и моими единомышленниками – командой людей, которые придумали и организовали первый конкурс в Санкт-Петербургской филармонии. Тогда маэстро Юрий Темирканов, с которым я проработала более тридцати лет, горячо поддержал мою идею. Затем собралась удивительная команда, которая воплотила в жизнь этот проект. Так, в 2009 году состоялся первый конкурс «Золотая арфа», в 2010-м проходил фестиваль под таким же названием, в 2011-м – вновь конкурс, в 2012-м – фестиваль, и затем прошел третий конкурс в 2014 году. На сегодняшний день история конкурса довольно продолжительная.
Ранее конкурс носил имя императрицы Елизаветы Петровны, и все мероприятия так или иначе были посвящены различным историческим датам. Например, юбилею Смольного института благородных девиц, залу Дворянского собрания и другим. А в этом году ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев поддержал мою идею проведения конкурса «Золотая арфа» в стенах самой консерватории. Нынешний конкурс носит имя Ирины Викторовны Шипулиной. Это мой первый и любимый учитель по арфе, музыкант, который в свое время поверил в меня и во многих других арфистов. Более тридцати пяти лет она проработала в Специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории.
АБ Всегда ли конкурс был связан с Санкт-Петербургской консерваторией?
АМ Предыдущие конкурсы проходили в залах Санкт-Петербургской филармонии. Но теперь «Золотая арфа» связана и с филармонией, и с консерваторией. Собственно, как и я сама. На протяжении уже многих лет обе организации являются местом моей работы. Все конкурсные прослушивания проводились в консерватории, а гала-концерт и концерт победителя – в филармонических залах. Конкурс расширяет свои горизонты и проходит на различных концертных площадках города.
АБ В наше время по всему миру существует довольно много арфовых конкурсов абсолютно разного уровня. В чем уникальность вашего?
АМ «Золотая арфа» всегда выделялась в ряду других международных арфовых состязаний своей особенной концепцией. Главное отличие – жюри не менее пятидесяти процентов, а то и больше, составляют музыканты не из числа арфистов. В этом году в жюри вошло четыре исполнителя других специальностей, но председатель жюри народный артист России Александр Князев обладал правом двух голосов, и, таким образом, выстраивался баланс пятьдесят на пятьдесят. Подобная идея формирования жюри не будет меняться и в будущем. Возможно, только в сторону уменьшения числа арфистов.
Другая важная особенность состоит в том, что «Золотая арфа» по большому счету не просто конкурс, его формат намного шире. Скорее, это благотворительный образовательный проект, поскольку на протяжении всего времени мы проводим мастер-классы членов жюри. Чаще всего это музыканты, которые прежде не посещали Санкт-Петербург. Например, наша гостья из Франции легендарная арфистка Мариэль Нордман или известный арфист из Китая Джейсон Чанг впервые давали мастер-классы у нас в городе. Вместе с ними мастер-классы проводил скрипач Дмитрий Махтин. В свое время это делала выдающаяся скрипачка Лиана Исакадзе. В этом году было проведено пять мастер-классов. Так, очень многие молодые исполнители из разных городов получают возможность занятий с выдающимися музыкантами. Все мастер-классы записывались, и их можно будет посмотреть в записи.
Традиционным уже стало и проведение серии концертов в рамках нашего проекта. Концерт-открытие проходил в Шереметевском дворце. Участие в нем приняли и члены жюри, и наши гости. На заключительном гала-концерте, конечно, играли лауреаты конкурса, но и члены жюри: Александр Князев, Дмитрий Махтин, Евгений Изотов. Но самый главный, эксклюзивный концерт победительницы конкурса Чжан Синуэ состоялся в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. В ее исполнении прозвучала программа третьего тура: «Священный и светский танцы» К.Дебюсси и Концерт для арфы с оркестром Г.Ф.Генделя в сопровождении Камерного оркестра заслуженного коллектива филармонии. Как вы видите, это не просто конкурс, это довольно масштабный международный проект.
АБ Сегодня, в непростых условиях, ваш конкурс действительно одно из немногих событий международного уровня в России. Вам удалось привлечь к участию и членов жюри, и конкурсантов из разных стран.
АМ Конкурс «Золотая арфа» – это мое детище, мой ребенок. Я курировала изначально как членов жюри, так и конкурсантов. Я знаю почти всех, кто подавал заявки. Я много ездила, давала мастер-классы, контактировала с представителями профессионального сообщества, поэтому знаю тех, кто играет, кто побеждает и на Востоке, и на Западе. Не все приехали, поскольку такие обстоятельства, но хотели многие. Было довольно немало заявок, предложений и различных запросов, например, от западноевропейских арфистов. Но по ходу совместного обсуждения мы приходили к тому, что все-таки они не смогут нас посетить из-за сложности и дороговизны авиаперелетов. Ведь большинство из них студенты, и не все обладают финансовой возможностью оплатить проезд и проживание.
Зато с нами Фелипе Мартини – участник из Аргентины, которого я знаю более десяти лет. В Буэнос-Айресе я проводила мастер-классы и входила в состав жюри международного конкурса, тогда же сразу приметила этого молодого человека. Сейчас он работает в симфоническом оркестре первым арфистом. В общем-то, была проведена большая работа по привлечению участников и судей. Нельзя сказать, что все так просто взяли и приехали. Повторюсь, я поддерживаю отношения со многими педагогами по всему миру, и мы взаимодействовали при подготовке конкурса.
Я хорошо знаю арфистов из Китая и знаю их уровень. Мне довелось проводить мастер-классы в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу. Уровень их очень высокий, и на высоком уровне находится система обучения. Зачастую там педагоги ведут учеников с раннего возраста, и это приносит свои результаты. Интересно, что и в первом конкурсе «Золотая арфа», и в нынешнем, четвертом, победителями стали арфистки из Китая. В 2009 году первую премию получила Ю Инь – так же, как и Чжан Синуэ, ученица Джейсона Чанга.
АБ Можно ли утверждать, что Чжан Синуэ сразу же стала явным лидером конкурса?
АМ Конечно! И потом за ее первую премию жюри проголосовало единогласно. Не было никаких споров или дискуссий по этому поводу. По большому счету и вторая премия оказалась совершенно очевидной. Решение по двум первым премиям было единым у всего состава жюри. Кроме того, Чжан Синуэ получила диплом за лучшее исполнение произведения П.Чайковского еще на первом онлайн-туре. Она уже тогда стала фаворитом конкурса. Вместе с ней диплом получила арфистка из Сербии Ирина Пейоска за лучшее исполнение произведения И.С.Баха.
Фактически наш конкурс начался 1 января 2024 года и проходил более девяти месяцев. В первом онлайн-туре принимало участие тридцать человек. Уже тогда обе эти исполнительницы обратили на себя внимание, а на первом туре жюри состояло только из арфистов. Параллельно мы проводили детский онлайн-конкурс на лучшее исполнение произведений П.Чайковского среди учащихся специальных музыкальных школ. Победительницей стала Агата Махаури, ученица Санкт-Петербургской школы-десятилетки, класс преподавателя Карине Малеевой. По моей идее Агата открывала наш конкурс на концерте в Шереметевском дворце.
АБ Расскажите немного о работе жюри и определении результатов.
АМ Формат судейства определил наш председатель Александр Князев. Все члены жюри его поддержали, и мы получили одобрение оргкомитета. На втором очном туре судьи выставляли баллы. Публично эти баллы не объявлялись, но были полностью открыты для членов жюри, то есть каждый видел оценки коллег. Результаты голосования оказались абсолютно справедливыми, и в финал конкурса прошли участники с несравненно большим количеством баллов. Отрыв между финалистами и остальными был очевидным, поэтому жюри приняло решение пропустить в финал шесть человек, хотя по регламенту конкурса в финал могло пройти не более восьми.
Главный критерий судейства – отсутствие возможности голосовать за своих учеников. Так, например, ни я, ни Джейсон Чанг за своих студентов ни в одном из туров не голосовали.
Отмечу, что в целом работа жюри протекала слаженно. Практически не было никаких спорных или конфликтных ситуаций. При распределении мест прения возникли лишь по поводу определения третьей премии. Одна из участниц, по моему мнению, которое совпало с председателем, должна была получить более высокое место, но так не сложилось.
АБ Каким образом формировалась конкурсная программа? Включались ли обязательные произведения, допускались редакции, различные версии и так далее?
АМ «Золотая арфа» – конкурс альтернативный, в нем побеждает исключительно музыка. Жесткие условия по исполнению конкретных редакций отсутствовали. В этом смысле программа была довольно свободной. Рамки устанавливались лишь по композитору. Например, сочинение И.С.Баха и его продолжительность, сочинение П.Чайковского и продолжительность, виртуозная пьеса, соната и так далее. Строгий регламент применялся к третьему туру. Все финалисты исполняли с камерным оркестром Концерт B-dur Г.Ф.Генделя и «Священный и светский танцы» К.Дебюсси. Программу формировала я как художественный руководитель конкурса, но все позиции обсуждались с другими членами жюри.
АБ Мне известно, что некоторые из финалистов исполняли Концерт Генделя в собственной редакции и с собственной каденцией. Как это воспринималось членами жюри?
АМ Очень хорошо. Я рада, что Екатерина Дворецкая не побоялась и вынесла на третий тур свою авторскую версию этого концерта вместе с каденцией. Это было очень интересно. Конечно, у кого-то могут возникнуть какие-то вопросы, но все же это безумно интересный опыт. Идея исполнения собственной каденции или версии какого-то другого композитора принадлежала мне. Я даже обратилась к нашему петербургскому композитору Кириллу Павлову с просьбой написать каденцию к этому концерту, но, к сожалению, никто из финалистов ее не выбрал. В основном все играли хорошо известную каденцию Марселя Гранжани.
АБ В начале вы сказали, что в прежние годы конкурс и фестиваль чередовались друг с другом. Сохранится ли подобная практика далее?
АМ На данный момент сказать сложно, поскольку только-только отзвучали фанфары. Но обязательно мы будем думать над этим, как интересно провести следующее международное событие «Золотая арфа» и какую форму оно будет иметь. Могу сказать точно, что это будет мультидисциплинарное событие, в котором предстанет не только арфа, но также и другие инструменты. Возможно, даже будет фигурировать драматическое искусство или живопись.