Юбилейный год Альфреда Шнитке заканчивается, но значимость мероприятий, приуроченных к круглой дате (90 лет со дня рождения композитора), ничуть не снижается. Очередным ярким эпизодом в этой творческой ретроспективе стало концертное исполнение оперы «Джезуальдо». На сцене Большого зала МКЗ «Зарядье» этот двухчасовой опус в русском переводе представила Госкапелла под руководством Валерия Полянского. Именно Полянский дирижировал московской премьерой «Джезуальдо» в 2000 году, получил за это Госпремию и по сей день остается вместе со своим коллективом единственным интерпретатором этого сложнейшего произведения.
Шнитке завершил «Джезуальдо» в 1994 году, так что сегодня можно отмечать еще и тридцатилетний юбилей самой оперы. Но и без всяких «датских» поводов ее появление в афише, пусть даже в концертном варианте, настоящее событие. Автор известной монографии о творчестве Шнитке Валентина Холопова считает «Джезуальдо» «едва ли не самой яркой творческой вспышкой позднего периода композитора» – и не без оснований. С одной стороны, это интереснейший стилевой сплав экспрессионизма в духе «Воццека» с музыкой Ренессанса – маньеризмом самого Джезуальдо, загадочного и трагического гения Позднего Возрождения. С другой стороны, при всей укорененности и темы, и материала в западной культуре, Шнитке обращается здесь к столь важной для русского художника моральной проблематике. Главный герой, гениальный князь Венозы, уличает супругу в неверности и, подталкиваемый родными, организует убийство. Жертвой оказывается не только изменница, но и ее возлюбленный, и ребенок. И когда мы слышим в оркестре душераздирающие завывания необычного инструмента Weinen, введенного Шнитке для имитации детского плача, нельзя не вспомнить терзания Бориса Годунова в знаменитой опере Мусоргского.
Пожалуй, основная сложность «Джезуальдо» для исполнителей заключается в высочайшем эмоциональном тонусе оперы. Все чувства здесь укрупнены, поданы максимально остро, и такой градус надо выдерживать практически постоянно, не допуская снижения накала страстей. Полянскому с его музыкантами удается это в полной мере. Особенно впечатляют контрасты между рельефным, графичным, «обнаженным» звучанием оркестра в большинстве эпизодов с солистами (порой мы слышим буквально один-два инструмента, среди которых важнейшая роль у органа) и – немногочисленными, но мощными tutti.
Сами солисты тоже демонстрируют вершины мастерства, благо с этим неординарным материалом они встречаются не впервые. В 2019 году, когда Госкапелла давала «Джезуальдо» в Большом зале консерватории, главные партии достались тем же вокалистам: бас-баритон Руслан Розыев выступил в роли князя Венозы, меццо-сопрано Людмила Кузнецова воплотила образ его жены Марии, а ее возлюбленного спел тенор Максим Сажин. И можно только поразиться их подвигу, ведь помимо собственно оперного вокала, регулярно задействующего крайние регистры, здесь требуется и владение Sprechstimme, и даже переходы на крик. Впрочем, теплых слов заслуживает не только это трио, но и Евгения Сегенюк, Юлия Томина, Евгений Либерман и в целом весь состав. Упомянем также прекрасное соло мандолины в оркестре.
Ну и, конечно, традиционно сильная сторона Госкапеллы связана с хоровой составляющей. В сцене свадьбы хор поет на латыни тексты из мессы, тем самым оттеняя зарождающуюся драму, но нередко он и выступает комментатором событий, подобно тому, как это происходит в древнегреческой трагедии. Полянский добивается баланса между эмоциональностью, напряженностью звучания и вместе с тем его благородством – своего рода напоминанием об изяществе мадригальной традиции.
Хочется верить, что однажды «Джезуальдо» именно в таком исполнении доберется и до театральной сцены в России. Пока же приходится довольствоваться более скромными и все же отнюдь не лишними визуальными дополнениями к концертному воплощению. В БЗК (пять лет назад) это были световые эффекты, подчеркивавшие ключевые моменты, в «Зарядье» же сделали ставку на большой экран в глубине сцены. Помимо текстов на нем появлялись картины и фотографии архитектуры, отсылающие к эпохе Джезуальдо, и это рождало интересное сочетание с музыкой, подчеркивая ее подчас неочевидные связи с искусством Ренессанса.