«Страсти» навсегда События

«Страсти» навсегда

Нижегородская филармония имени М.Л. Ростроповича вновь открыла концертный сезон музыкой Баха

Слова немецкого поэта XVII века Ангелуса Силезиуса («Внимательно вглядись в травинку, лист, цветок – увидишь, как един в трех ипостасях Бог. Как целый Океан вместился в Ручеек? Как уместиться смог в душе и в сердце Бог?») претендуют на то, чтобы стать традиционным слоганом для программ, с которых стартуют музыкальные сезоны в Нижегородской филармонии. Второй год главенствующую роль в концертах-открытиях предоставляют монументальным сочинениям Иоганна Себастьяна Баха. В прошлом сезоне Академический симфонический оркестр под руководством своего главного дирижера Владимира Понькина обратился к «Высокой мессе». Мастерское исполнение баховского шедевра спустя более двадцати лет отсутствия на нижегородских концертных площадках стало музыкальной сенсацией и дало сильнейший творческий импульс филармоническим концертам.

В этом году выбор маэстро пал на колоссальное по своим масштабам сочинение, звучавшее последний раз в Нижнем Новгороде шестьдесят лет назад. «Надеемся, что оратория “Страсти по Матфею” станет для нижегородской публики откровением. Мы к этому исполнению достаточно долго готовились, и сейчас создается ощущение, что мы “созрели”», говорит Владимир Понькин.

Монументальное сочинение композитора о страстном пути Христа впервые прозвучало в лейпцигской церкви Святого Фомы в 1727 году. При жизни Баха оно исполнялось считаное количество раз, а потом было забыто на целое столетие. Всемирное признание к Иоганну Себастьяну пришло век спустя, с «воскрешения» оратории Феликсом Мендельсоном, которую тот представил в романтической интерпретации.

Несмотря на эпический размах и религиозную углубленность сочинения, каждая эпоха меняла «лицо» пассионов. XXI век не стал исключением. Однако на премьерном концерте сезона дирижер предпочел аутентичную интерпретацию «Страстей». В своей трактовке маэстро сумел уловить особый пронзительный лирический тон оратории, заставив звучать старинный шедевр удивительно искренне и по-современному актуально. Во вступительном слове ведущий Артем Варгафтик акцентировал внимание публики на колоссальности исполняемого произведения: «Прошу горячо поддержать музыкантов. На трехчасовой подвиг люди идут!»

Согласно акустическим требованиям и театрально-сценической концепции расположение исполнительских сил на сцене заметно отличалось от привычного. Симфонический оркестр, Камерный хор «Нижний Новгород» (художественный руководитель – Иван Стольников), Хор мальчиков и юношей Нижегородского хорового колледжа имени Л.К. Сивухина (художественный руководитель – Дмитрий Васин), а также девять певцов-солистов музыкальных театров Москвы одновременно находились на сцене. Необходимое творческое единение помогло точнее передать глубинный смысл пассионов – совместное достижение катарсиса, очищение через страдание.

В барочном шедевре – сложной многообразной системе, включающей 78 номеров, – музыкальное повествование строится вокруг фигуры Христа, рассказывая о событиях Страстной Пятницы – о жестоком предательстве, мучительных страданиях на кресте и смерти во имя спасения душ всех людей.

Концентрированное полифоничное звуковое полотно оратории состоит из сложного переплетения протестантских хоралов; речитативных высказываний Евангелиста (Михаил Нор), Христа (Азамат Цалити); вокальных номеров солистов – партии Пилата, Иуды и Петра исполнил Василий Соколов, жены Пилата – Галина Граматикопуло; драматически насыщенных, экспрессивных хоровых фрагментов; инструментальных эпизодов.

Партия центрального героя оратории – Евангелиста – представила историю страстного пути Спасителя: тонкая мелодическая выразительность, мягкость и естественность вокального интонирования соседствовали с экстатически взвинченными репликами рассказчика. Пластичный бас Азамата Цалити в партии Христа прозвучал в барочном ключе – тембральное богатство, вдумчивость и сосредоточенность исполнения дополняли искренние и мудрые изречения героя Евангелия в знаковых эпизодах оратории. А контратенор Вадима Волкова –мощный и виртуозный – действительно может конкурировать со звучанием меццо-сопрано и контральто.

Необходимым «фундаментом» пассионов стал уже зарекомендовавший себя в прошлом сезоне музыкальный партнер симфонического оркестра – Камерный хор «Нижний Новгород». Особая роль в интерпретации была уделена хоралам – дирижер стремился достичь максимальной отчетливости проговариваемого хористами текста. Сложность, с которой, бесспорно, справился коллектив, состоит в мобильной харáктерной перестройке между контрастными эпизодами оратории. В звучании хора артикуляционная и динамическая аутентичность исполнения гармонично сплеталась с драматической мощью, воссоздавшей накал страстей евангельской трагедии.

Полнозвучную симфоническую картину представил филармонический оркестр. За счет упругой ритмики и штриховой ясности инструментальных партий возникало ощущение прикосновения к чему-то подлинному, оригинальному, не замутненному и «чисто барочному». Характерная солирующая партия виолы да гамба (Антон Изгагин) добавила аутентичной краски в звучание оркестра и подчеркнула театральную составляющую пассионов – «голос» виолы стал значимым «героем» в религиозном действе.

В художественной интерпретации маэстро Владимир Понькин сосредоточил внимание на жанровых особенностях музыки оратории – вполне «земных» элементах, из которых Бах строил свой музыкальный храм, полный сакральных фресок. Поэтому нарочито акцентируется внимание на подвижных темпах хоровых фрагментов, на подчеркнутой барочной танцевальности в арии сопрано «Я хочу подарить Тебе мое сердце» (Ирина Большакова) – в духе изящного менуэта – и в стремлении убрать величественность и патетику из речитативов солистов.

Скрупулезное погружение дирижера в партитуру очевидно – с первых нот маэстро задал строгий, волевой и непреклонный тонус исполнения. Понимание художественной задачи было мастерски подхвачено Хором мальчиков и юношей Нижегородского хорового колледжа. Как бы отстраненная, но возвышенно духовная манера исполнения наполнилась кристально ясной «мальчиковой» краской, которая объединила все театральные элементы звуковой драмы. Хор великолепно справился с ритмическими, тесситурными и контрапунктическими сложностями партитуры, а светлое звучание дискантовых тембров отозвалось особым чувством возвышенной чистоты в благодарной реакции слушателей.

Заключительный хор «Мы со слезами предстоим» прозвучал необычайно мягко и нежно, погрузив пространство концертного зала филармонии в то особое состояние, в котором было очевидно, что музыка Баха, как и евангельские события, не заканчивается. Они лишь на время уходят в молчание для того, чтобы снова как символ вечности возникнуть из тишины.

Оратория «Страсти по Матфею» претерпела десятилетия доработок, пережила свою эпоху и до сих пор остается не до конца расшифрованным музыкальным посланием. Но несмотря на монументальность сочинения, Иоганн Себастьян Бах не пытался достичь всеобщего признания – наоборот, каждое новое произведение с лютеранским усердием он посвящал Богу: почти каждое его сочинение заканчивалось фразой Soli Deo Gloria – «Богу единому слава».

Оратория, евангельский сюжет которой повествует о страшных событиях Великой пятницы, запечатлевает в сердце человека истину: «Христос умер за наши грехи», чтобы никто не забыл, насколько значимо искреннее покаяние и какой ценой обретено спасение.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»