Одноименная премия, учрежденная Фондом развития творческих инициатив при поддержке Российского музыкального союза и критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь», существует уже пять лет. Каждый год она подсвечивает наиболее яркие достижения в области органного исполнительства, а церемония сопровождается органным хит-парадом, в котором участвуют и номинанты, и специальные гости, в числе которых – лауреаты прошлых лет. В этот раз церемония награждения прошла с особым размахом, ведь премия отметила первый маленький юбилей. В честь этого свои приветствия (которые были показаны на экране) прислали Денис Писаревский из Штутгарта, Елена Привалова из Риги, Лука Гаделия из Пицунды, Юлия Лотова из Москвы. Все они с искренней благодарностью говорили, что звание «Органист года» для них почетно, важно, что признание способствовало более интенсивному развитию карьеры.
Почему премию проводят в Соборе на острове Канта? «Думаю, она самым естественным образом должна присутствовать здесь, – говорит художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева. – Потому что в соборе установлен самый большой орган в России, здесь проходит самое большое – уже даже не в России, а в мире – количество органных концертов, больше восьмисот, здесь проходит Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева. Я благодарна учредителям премии, что они выбрали это место».
Традиционно лауреатов определяют в четырех основных номинациях. «Персона» – присуждается органисту, чьи выступления вызвали резонанс в СМИ, профессиональном сообществе и нашли отклик у широкой публики. В этот раз награду присудили доценту Московской консерватории Алексею Шмитову – не только органисту, но и композитору. Он вызвал горячие симпатии зала исполнением своей музыки – «Ноктюрна» и «Романтической токкаты». В рамках премии органист получил приглашение выступить в музее-заповеднике «Царицыно».
Номинация «Дебют» – для исполнителя младше 28 лет, заявившего о себе (например, победой в профессиональном конкурсе). Здесь была отмечена ассистент-стажер Санкт-Петербургской консерватории, победительница XIII Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева Мария Коронова, которую в 2025 году ждут в Зале органной и камерной музыки имени А.Ф. Дебольской в Сочи.
Звание лауреата в номинации «За вклад в профессию» получила руководитель органного класса Академического музыкального училища при Московской консерватории, заслуженный работник культуры РФ Галина Семенова. К сожалению, в последний момент состояние здоровья не позволило одному из лучших детских педагогов прилететь в Калининград, однако ее репутацию блестяще подтвердил один из ее юных воспитанников, ученик ДШИ имени И.Ф. Стравинского в Москве 14-летний Илья Дедёхин. Оказавшись один на один с исполинским инструментом, он не спасовал и эффектно сыграл сольную Прелюдию Мендельсона. Илья также не остался без награды и получил приглашение принять участие в X Международных органных ассамблеях в Кафедральном соборе Калининграда из рук директора Григория Хуциева.
Кандидатура органиста из Красноярска Андрея Бардина, часто соединяющего музыку с кино и литературными чтениями, как нельзя лучше соответствовала номинации «За самую оригинальную и концептуальную концертную программу», где требуется нестандартный взгляд на органный репертуар. Из рук заслуженного артиста Абхазии, соучредителя премии, дирижера Александра Соловьёва Андрей Бардин получил сертификат, подтверждающий приглашение на Международный фестиваль «Органные вечера в Пицунде».
Кроме четырех основных, ежегодно организаторы премии вручают несколько специальных призов – тем, кого в сезоне сложно было не заметить. И всегда сопровождают статуэтку ангажементом от концертного зала, ведь для органиста возможность выступать на сцене особенно важна: духовой инструмент внушительных размеров, требовательный к акустике невозможно установить дома.
Особым призом «За создание культурных мостов» наградили итальянского музыканта, органиста францисканского храма Ла Верна Эудженио Мария Фаджиани. Он не смог лично прилететь в Калининград, но прислал трогательное видеоприветствие, в котором рассказал, как много для него значит это признание в России.
Как просветителя отметили солистку Иркутской филармонии, преподавателя Иркутского музыкального колледжа имени Ф. Шопена Яну Юденкову. А приз «За сохранение традиционных духовных ценностей» ушел автору проекта «Музыкальные откровения» Виктории Гамазовой из Тольятти. Артистки получили возможность стать участницами фестиваля «Фрау орган» в Челябинской филармонии в 2026 году. Приглашения вручили лично директор Зала органной и камерной музыки «Родина» Ирина Андреева и художественный руководитель Челябинской филармонии Ирина Головина.
Казалось бы, на этом все призы и сюрпризы должны были закончиться. Но осталось важное: награду от Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов получила художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева, чей вклад в развитие российской органной культуры и сохранение творческого наследия Микаэла Таривердиева безусловен. Среди сегодняшних номинантов – двое лауреатов Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Это значит, что он продолжает открывать музыкантам все двери.
«В списке достижений, которые я упоминала, подавая заявку на премию, самым значимым была победа в XIII Международном конкурсе органистов имени Микаэла Таривердиева. Уверена, это повлияло на решение жюри, – говорит Мария Коронова. – “Органист года” – статус почетный. Он накладывает большую ответственность, но и дарит приятные эмоции».
Награду Мария Коронова получила из рук Хироко Иноуэ – известной японской органистки, лауреата IV Конкурса имени Микаэла Таривердиева. А Даниэль Зарецкий, «Органист года – 2020», тоже заявленный в списке специальных гостей, вручил приз доценту Московской консерватории Алексею Шмитову. «Важно, что в нашей стране теперь есть отдельная органная премия, – говорит Алексей Михайлович. – Эта профессия уникальна, тем более для России. Благодаря премии она начинает звучать и приобретает общественный резонанс».
В концерте, который сопровождал церемонию, приняли участие и лауреаты, и другие приглашенные музыканты, в том числе впервые – Хор Калининградского областного музыкального колледжа имени С.В. Рахманинова и его директор Наталия Курьянович, выступившая в этой программе как скрипачка. «Для ребят участие в таких проектах, рядом с известными музыкантами очень важно, – считает Наталия Курьянович. –Это их мотивирует, дает цель совершенствоваться в профессии».
Кроме классиков, в этот вечер звучало много сочинений современных композиторов – не только российских, но и из Франции, Грузии, Японии.
Даниэль Зарецкий стал первым интерпретатором «Фантазии на имя Любовь Шишханова»: пьеса посвящена памяти этой известной российской органистки, которая также была лауреатом «Органиста года». Пьесу написал другой лауреат, ученик Шишхановой – молодой композитор и органист Денис Писаревский, выстроивший музыкальную ткань на монограмме из «звучащих» букв имени и фамилии своего профессора.
Другая мировая премьера, состоявшаяся в этот вечер на острове Канта, – пьеса Александра Клевицкого Codex manuscriptus для хора и органа. «Моя идея – отобразить музыку времен Баха, соединив ее с современными интонациями из сферы рок-музыки, – рассказал композитор, который специально прилетел услышать свою музыку. – Изначально я писал пьесу для органа соло, но по предложению Александра Соловьёва сделал версию с женским хором. Я волновался, как исполнители справятся, ведь Codex manuscriptus требует виртуозности, фактура насыщена диссонансными созвучиями. Но фестивальный ансамбль Хора Калининградского колледжа искусств имени Рахманинова и Евгении Кривицкой блестяще справился со всеми задачами, выстроив под руководством маэстро Соловьёва впечатляющую драматургию буквально за две репетиции». В финале этого грандиозного гала Евгения Кривицкая тоже была награждена специальным призом, ведь она одна из тех людей, кто придумал эту премию пять лет назад.
Среди неизменных констант церемонии награждения – известный ведущий Петр Татарицкий, своим точным и динамичным конферансом скреплявший калейдоскоп событий. По традиции он на момент сменил амплуа церемониймейстера, великолепно исполнив философский монолог из пьесы Чехова «Дядя Ваня», сопровожденный Евгенией Кривицкой музыкой еще одного современного автора – петербуржца Игоря Корнелюка. Призыв «Надо жить!» был воспринят залом с энтузиазмом и ощущением символичности происходившего в стенах величественного собора.