Musica Viva – 40! События

Musica Viva – 40!

Московский камерный оркестр Musica Viva отметил 40-летие

Где же этот вездесущий набор юбилейных клише? Где нескончаемые поздравительные речи, тирада пафосных слов и прочие формальности, присущие празднованию круглой даты? Оркестр Musica Viva отметил 40-летие, не изменяя себе и строго соответствуя своему безупречному имиджу.

Но для начала немного истории. 1977 год – из страны эмигрирует создатель легендарного Московского камерного оркестра Рудольф Баршай, после чего многие его коллеги и соратники сделали попытку создания собственных коллективов. Одним из ярких представителей «постбаршаевской» эпохи стал Виктор Корначев – основатель Камерного оркестра при Владимирской филармонии, изначально всего из 9 человек.

«Кроме интересного предложения “вместе поиграть хорошую музыку”, – пишет Артем Варгафтик в юбилейном буклете оркестра, – работе ансамбля дала совершенно особое направление смелая и новая тогда репертуарная идея – русский XVIII век, уникальное поле для поисков, находок и настоящих открытий».

После ухода из жизни Виктора Корначева в 1988 году оркестр возглавил Александр Рудин. Именно он предложил название «Musica Viva» («Живая музыка»), гениально обозначив такой меткой характеристикой смысл и идею коллектива, который откликается на все: много играет старинную музыку, предлагает любопытные трактовки современной, активно экспериментирует, музицируя в разных составах, и всегда предлагает своей публике нетривиальные программы.

Для юбилейного концерта художественный руководитель оркестра Александр Рудин сделал ставку всего на одного приглашенного артиста, но зато на кого! Томас Цетмайр – крупнейшая фигура в международном музыкальном сообществе.

Понятно, что выбор был сделан неслучайно. Цетмайр, как и Рудин, одновременно сочетает сольную карьеру с дирижерской, он возглавляет британский оркестр «Северная Симфония» и Камерный оркестр Парижа.

Именно вокруг амбивалентной природы таланта двух главных героев и выстраивалась концепция юбилейного вечера оркестра в Концертном зале имени П.И.Чайковского: они солировали, по очереди дирижируя оркестром. В первом отделении за пульт своего оркестра встал Александр Рудин. Идеальный эмоциональный посыл концерту обеспечила «Испанская рапсодия» Листа. Московский композитор Петр Климов сделал такую удачную оркестровку оригинальной фортепианной версии, что казалось, будто именно так эта музыка и должна звучать по замыслу автора: все сбалансированно, логично, эффектно и очень свежо.

Томаса Цетмайра слушатели приветствовали перед исполнением Скрипичного концерта Брамса. Известно, что в этом «антискрипичном» произведении композитор акцентировал свое желание сместить акцент с солиста на оркестр: действительно, в первой части сольную партию иногда можно просто не расслышать в общем звучании музыкальной ткани. Рудин и Цетмайр нашли правильный ключ к выстраиванию звуковой палитры и преподнесли эту «особенность» наилучшим образом.

В Adagio брамсовского Концерта скрипка наконец-то царит по-настоящему. Вступление ее предваряется полным проведением темы у солирующего гобоя, оттягивая и даже усиливая выразительность кантилены сольного инструмента. В игре Цетмайра было всё: и необходимая хрупкость, и импровизационная свобода, естественность фразировки, широкое мелодическое дыхание…

В качестве дирижерской работы Цетмайр представил публике музыку Сальери – музыку прекрасную, по иронии судьбы исторически несколько затененную. Испанская «Фолия» – неординарное произведение, в каждой из  26 вариаций композитором, а затем и дирижером, остроумно и метко подмечено что-то ценное из первоисточника. Маленькие тембровые детали или нюансы из партитуры выгодно «подсвечивали» эту музыку, как искусно направленные лучи софитов на картины в художественной галерее.

Финал концерта стал ожидаемым и одновременно неожиданным.  Знаменитый си-минорный Концерт для виолончели с оркестром Дворжака, возможно, даже слишком мощное произведение для завершения программы.  Прочтение Александра Рудина уже узнаваемо – это одна из самых удачных интерпретаций в его сольном репертуаре.

Концерт Дворжака драматургически непростой: в первой части можно услышать «завещание» классической сонатной формы, а вторая впечатляет торжественной лирикой… Самое главное, каждое настроение здесь дано, что называется, «на грани»: тонкая материя, с которой Рудин прекрасно работает.

И еще интересно, что некоторые анонсирующие материалы рекламировали этот концерт как уникальное историческое событие, подобное известным соревнованиям великих виртуозов прошлого: Баха и Маршана, Моцарта и Клементи. Но сейчас меньше всего хочется применять слово «соревнование», никакой конкуренции или желания сравнивать попросту не возникает. И единственная правда: концерт к 40-летию оркестра Musica Viva – событие, безусловно, историческое.