И еще раз про любовь События

И еще раз про любовь

Х Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» представил мировую премьеру и не только

В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прозвучали произведения, явившиеся в прямом смысле слова открытием для российской публики. И каждое из них по-своему воплощало то, что со времен Рихарда Вагнера принято называть «религией Искусства». Основу программы составили два сочинения Густава Холста. 21 сентября исполнилось 150 лет со дня его рождения, этому юбилею и был посвящен концерт. «Гимны Ригведы» для хора и фортепиано (ор.26) и одноактная опера «Савитри» (ор.25) написаны композитором почти одновременно: «Гимны» – в 1908-1912 годах, «Савитри» – в 1909-м. Причем весь корпус «Гимнов», состоящий из четырех больших частей, в России до сих пор целиком не исполнялся.

Право «первой ночи» получил Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова под управлением Екатерины Антоненко (дирижер – Джереми Уолкер). «Гимны» открывали программу, и такой ход драматургически был абсолютно верным. Однако он дал возможность лишь постфактум оценить, насколько именно в этом произведении сразу и далеко шагнул Холст в обретении собственного стиля и освобождении от чужих влияний. Особенно ярко это проявлялось в четвертой части, написанной для мужского хора, где отметим исполнительское мастерство солистов – Ивана Бабкина (тенор) и Алексей Неумывакин (бас).

В «Гимнах» Холст не пытался «стилизовать архаику», но выстраивал мост между прошлым и собственным настоящим. Кстати, «географической составляющей» в музыке тоже нет. «Гимны» над временем, над пространством. Не вне, а именно над. Более того, над религиозной принадлежностью. Просто жизнь и смерть. И снова жизнь. Воскресение и любовь. «Универсальное произведение искусства будущего», согласно Вагнеру, перед которым Холст преклонялся. Получилось? Вполне! Во всяком случае, хоральные гимны английского композитора на древнеиндийские тексты звучали в православном храме чрезвычайно органично и уместно. Вот она – сила «религии Искусства»!

Для Джереми Уолкера Холст – один из самых любимых композиторов. Дирижер явно чувствует себя в этой музыке как в родной стихии и считает, что собор – самое лучшее место для исполнения таких произведений: «Получается соединение древних культур, которые только дополняют, но никак не противоречат друг другу. Вокальная музыка в храме, древние тексты, хотя бы и в переводе самого Холста на английский (композитор знал санскрит и все гимны переводил на родной язык сам. – М.З.), – все это в соединении звучит совершенно по-особенному».

Концерт продолжала мировая премьера – написанное специально для фестиваля «Дивное действо» для хора и камерного оркестра (Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина) молодого композитора Алины Подзоровой. В основу сюжета легла «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и Плач вологодской вопляницы Ульяны. Автор либретто – основатель и продюсер фестиваля «Опера Априори» Елена Харакидзян. По ее словам, «это произведение является мостом, связывающим не только два произведения Густава Холста, композиционно находясь между ними в концертной программе, но и мир горний и мир дольний, миры богов – персонифицированных стихий – и людей, живых и мертвых».

Тема смерти и воскресения – воскресения Любовью – вот суть, символическое ядро «Действа». Продолжение, дальнейшее развитие метафизического посыла «Гимнов Ригведы». Кстати, Холст в свое время серьезно занимался изучением родного фольклора и интеграцией его в академическую музыку. Он точно оценил бы по заслугам творческий поиск Алины Подзоровой.

Но как же жаль, что из-за недостатков акустики зала часть богатых музыкальных красок и оттенков «Действа» была снивелирована, а постоянно фонившие микрофоны при этом явно мешали замечательным солистам Наталье Линючевой (сопрано), Веронике Окуневой (альт), Татьяне Новиковой (альт), Ивану Бабкину (тенор) и Тихону Шевёлкину (баритон). Однако даже в таких условиях перед слушателями развернулась изумительная музыкальная иллюстрация – полноцветная, завораживающая и словно подготавливающая завершающий акт – роскошную «Песнь песней» верной жертвенной Любви.

Густав Холст сам написал либретто для оперы «Савитри», взяв лишь один эпизод древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Несмотря на камерность состава (три солиста и женский хор) и небольшую продолжительность сочинения (всего полчаса), в музыке Холст еще показывает себя верным вагнерианцем. И богатый музыкальный материал дает возможность голосам раскрыться во всем великолепии – музыкальном и драматическом. А концертное исполнение требует в этом смысле еще и максимальной концентрации и убедительности.

И все получилось! Солисты – мастера высокого уровня Ольга Толкмит (Савитри), Кирилл Матвеев (Сатьяван), Евгений Никитин (Смерть). Собственно, всех трех исполнителей легко можно себе представить непосредственно в вагнеровских музыкальных драмах. Это настоящие так называемые «вагнеровские голоса», особенно харизматичный солист Мариинки Евгений Никитин с присущими ему «вотановскими интонациями». Теперь они еще и идеальные «холстовские голоса»!

И вновь метафизика! «Савитри» – это фактически борьба Любви со Смертью, в которой верность и преданность женщины оказываются сильнее. Сюжет над временем, над пространством, над религией.

Программа блестяще «закольцована».

На первый взгляд, казалось бы, довольно странное сочетание: древнеиндийский эпос и Пушкин, Англия на рубеже ХХ века и музыка сегодняшнего дня… Но есть одна тема, сила, можно даже «по-вагнеровски» определить – лейтмотив, соединяющий все воедино. Это Любовь. Побеждающая смерть.

Остается только напомнить, что Бог – это тоже Любовь!