Московская филармония открывает третий год цикла «Весь Стравинский»

14.11.2024
Московская филармония открывает третий год цикла «Весь Стравинский»

Московская филармония открывает третий год цикла «Весь Стравинский», предполагающего исполнение всех сочинений композитора. 15 ноября в Зале Чайковского прозвучат произведения начала 1920-х годов – опера «Мавра» и «Симфонии духовых памяти Клода Дебюсси», а также Вариация Авроры и Антракт из балета «Спящая красавица» Чайковского в оркестровой транскрипции Стравинского. Программу исполнит Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина; солисты – Вероника Хорошева, Анна Юркус, Диана Толасова, Ярослав Абаимов. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий абонемента Ярослав Тимофеев.

Первая в нынешнем сезоне программа цикла «Весь Стравинский» построена вокруг оперы «Мавра». Написанная в 1922 году на сюжет пушкинской поэмы «Домик в Коломне», она посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского, чьи портреты были напечатаны на обложке первого издания. «Мавра» предвосхищает поворот Стравинского к неоклассицизму; и сам композитор, и музыканты его круга оценивали оперу как «начало нового периода». Хотя «Мавра» создавалась Стравинским с большим увлечением и навсегда осталась для него одним из любимых творений, при его жизни она не имела большого успеха – ни в более поздние годы, ни на премьере (1922). По-видимому, современников шокировали и садово-парковые интонации духового оркестра с небольшим добавлением струнных, и тем более неожиданная для автора «Пульчинеллы» стилистика лирического городского романса.

Одним из событий, повлиявших на возникновение замысла «Мавры», стала постановка «Спящей красавицы», осуществленная Сергеем Дягилевым в 1921 году в Лондоне. Сделав ряд купюр в партитуре, Дягилев восстановил исключенные Чайковским из первой постановки балета номера – Вариацию Авроры и Антракт между двумя картинами второго акта. Их оркестровку выполнил Стравинский – в этой работе он и Дягилев оказались абсолютными единомышленниками. Дягилев также полностью поддержал Стравинского в его восприятии премьеры «Симфоний духовых», состоявшейся в Лондоне несколькими месяцами раньше. Дирижировал Сергей Кусевицкий, по мнению Стравинского, премьеру проваливший; композитор заявил об этом публично, дирижер не менее резко ответил в печати, впрочем, вскоре последовало примирение. Сочинение памяти Клода Дебюсси, написанное для двадцати духовых, и в 1921 году воспринималось как нечто непривычное, и сто лет спустя звучит как абсолютно новаторское.