Московская филармония открывает третий год цикла «Весь Стравинский», предполагающего исполнение всех сочинений композитора. 15 ноября в Зале Чайковского прозвучат произведения начала 1920-х годов – опера «Мавра» и «Симфонии духовых памяти Клода Дебюсси», а также Вариация Авроры и Антракт из балета «Спящая красавица» Чайковского в оркестровой транскрипции Стравинского. Программу исполнит Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина; солисты – Вероника Хорошева, Анна Юркус, Диана Толасова, Ярослав Абаимов. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий абонемента Ярослав Тимофеев.
Первая в нынешнем сезоне программа цикла «Весь Стравинский» построена вокруг оперы «Мавра». Написанная в 1922 году на сюжет пушкинской поэмы «Домик в Коломне», она посвящена памяти Пушкина, Глинки и Чайковского, чьи портреты были напечатаны на обложке первого издания. «Мавра» предвосхищает поворот Стравинского к неоклассицизму; и сам композитор, и музыканты его круга оценивали оперу как «начало нового периода». Хотя «Мавра» создавалась Стравинским с большим увлечением и навсегда осталась для него одним из любимых творений, при его жизни она не имела большого успеха – ни в более поздние годы, ни на премьере (1922). По-видимому, современников шокировали и садово-парковые интонации духового оркестра с небольшим добавлением струнных, и тем более неожиданная для автора «Пульчинеллы» стилистика лирического городского романса.
Одним из событий, повлиявших на возникновение замысла «Мавры», стала постановка «Спящей красавицы», осуществленная Сергеем Дягилевым в 1921 году в Лондоне. Сделав ряд купюр в партитуре, Дягилев восстановил исключенные Чайковским из первой постановки балета номера – Вариацию Авроры и Антракт между двумя картинами второго акта. Их оркестровку выполнил Стравинский – в этой работе он и Дягилев оказались абсолютными единомышленниками. Дягилев также полностью поддержал Стравинского в его восприятии премьеры «Симфоний духовых», состоявшейся в Лондоне несколькими месяцами раньше. Дирижировал Сергей Кусевицкий, по мнению Стравинского, премьеру проваливший; композитор заявил об этом публично, дирижер не менее резко ответил в печати, впрочем, вскоре последовало примирение. Сочинение памяти Клода Дебюсси, написанное для двадцати духовых, и в 1921 году воспринималось как нечто непривычное, и сто лет спустя звучит как абсолютно новаторское.