Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Акции «Ночь искусств» уже более десяти лет, и на протяжении всего этого времени в музеях, театрах и других культурных учреждениях проходило огромное количество разноплановых бесплатных мероприятий. Для многих горожан и гостей столицы это прекрасная возможность посетить концерты и перформансы в непривычных локациях, традиционно не ассоциирующихся с музыкой или театральными представлениями. С другой стороны, для самих исполнителей «Ночь искусств» – хороший шанс познакомить широкую публику со своим творчеством и реализовать идеи, по разным причинам не всегда воплотимые в концертных залах.

В этом году одной из таких площадок стал Рижский вокзал, совсем недавно открывшийся после реконструкции. Вечером 3 ноября там выступил пианист Никола Мельников – в сопровождении симфонического коллектива LS Orchestra он исполнил собственные сочинения, объединяющие неоклассику и электронику. Казалось, программа должна была послужить следующей концепции: продемонстрировать взаимоотношение классического искусства с технологическим прогрессом, воплощенным в здании вокзала, который с точки зрения и архитектуры и исторических смыслов представляет собой очень интересное пространство для взаимодействия со звуком. Однако у организаторов не до конца получилось реализовать изначальную задумку. Анонс интриговал обещаниями музыкального шоу с намеком на космическую тематику, однако о состоявшемся концерте вряд ли можно сказать как о глубоком и продуманном высказывании о связи классики, современности и технологий. Перефразируя цитату Игоря Стравинского о «ремонте старых кораблей», часто применяемую по отношению к неоклассическому периоду его творчества, неоклассика Мельникова, исполненная посреди Рижского вокзала на белом рояле, не дала исчерпывающего ответа на вопрос, каким образом в XXI веке следует ремонтировать старые поезда.

Собравшейся в зале ожидания публике первые несколько минут действительно пришлось набраться терпения и ждать – только не поезда, а появления солиста. Никола Мельников, выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат международных конкурсов и один из пятнадцати лучших артистов по версии Billboard Classical, выступает на различных частных и публичных мероприятиях, занимается написанием своей музыки и называет себя композитором-неоромантиком, подчеркивая связь своего творчества с фортепианной музыкой эпохи романтизма. Для своих опусов он любит выбирать необычные локации: например, он уже играл на плавучей сцене на пруду в парке «Останкино», в оранжерее Аптекарского огорода, в каппадокийской пещере в Турции, на соляном озере Эльтон, на Байкале, в лесной чаще. В этот раз Никола Мельников музицировал на вокзале, рассказывая между номерами об исторических истоках проведения концертов в подобных местах. Изначально «воксалами» называли не столько здания для пассажиров общественного транспорта, сколько увеселительные сады, где, в числе прочих развлечений, звучала живая музыка. В это нетрудно было поверить: построенный в начале XX века Рижский вокзал своими высокими потолками и архитектурным стилем действительно напоминает концертный зал. Однако, к сожалению, пространство не было реализовано акустически: оркестр играл с подзвучкой, электронная музыка также транслировалась через колонки, до такой степени громко, что иногда солиста вовсе не было слышно. Кроме того, атмосферу концерта разрушало периодически раздававшееся жужжание рамки металлоискателя у входа, причем, как отметил пианист, звук соответствовал ноте до-диез.

Произведениям Мельникова – в основном из его нового альбома Last Hope – присущи самые разные эмоциональные оттенки, но во всех номерах ощущалась свойственная неоклассике способность обволакивать и органично заполнять пространство. Невольно вспоминалась «меблировочная музыка» Эрика Сати или композиции Брайана Ино, написанные для терминалов аэропортов. Исполненные Мельниковым сочинения, возможно, не поражали масштабом замысла и новизной, но определенно успокаивали и наводили на размышления, в них слышались стремление к простоте и мелодичности и оммаж традициям.

В завершение вечера пианист сыграл собственные вариации на произведения двух великих русских композиторов-романтиков – Чайковского и Рахманинова. Из-за знакомых мелодий осовремененная классика вызвала у публики даже больший эмоциональный отклик, чем неоклассика. Исполнив эти номера в финале концерта, пианист, вероятно, хотел намекнуть на истоки собственного творчества, но эти преображенные фрагменты известных сочинений, казалось, соответствовали тому же стилю, что и его произведения, а потому не сильно разбавили неоклассическую программу. Тем не менее исполнение внутри отреставрированного Рижского вокзала новой и «отремонтированной» старой музыки смогло на полтора часа по-своему преобразить это место, став прекрасным продолжением традиции «воксальных» концертов.

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»

Вокализ страны улыбок События

Вокализ страны улыбок

В «Зарядье» состоялся концерт южнокорейской оперной дивы Суми Чо

Тени «русского Пьеро» События

Тени «русского Пьеро»

В Доме музыки прошли первые представления спектакля «Вертинский»

Мантия для Ивана Грозного и армянский марал События

Мантия для Ивана Грозного и армянский марал

В Санкт-Петербурге завершилась XXIV Международная неделя консерваторий