24 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Альфреда Шнитке – крупнейшего отечественного композитора второй половины ХХ века. В этот день в Зале Чайковского пройдет спектакль-концерт «Видный миру смех и неведомые ему слезы». За дирижерский пульт встанет Юрий Башмет – музыкант, которого связывали с Альфредом Шнитке годы дружбы и тесного сотрудничества, первый исполнитель и вдохновитель знаменитого Альтового концерта. С актерским дуэтом Евгением Мироновым и Марией Смольниковой он представит программу, посвященную юбилею композитора; 25 ноября она будет также показана на сцене Зала Рахманинова «Филармонии-2».
В постановке Марины Брусникиной «Видный миру смех и неведомые ему слезы» (названной цитатой из «Мертвых душ» Гоголя) оркестр «Новая Россия» исполняет музыку к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», а с ней со сцены звучат бессмертные гоголевские строки. Избранные фрагменты поэмы «Мертвые души» поражают своей вневременностью и актуальностью, а музыка Шнитке – точностью попадания в образ.
Наследие Николая Васильевича Гоголя всегда интересовало Шнитке. К творчеству великого писателя он обращался неоднократно, ценя в его сочинениях «столкновение возвышенного и низменного, зашедшее, быть может, дальше, чем у его современников и повлиявшее потом на всю литературу XIX века, на Достоевского», «жанровую многоплановость, использование банального в качестве вполне легального литературного материала».
Первым сочинением Шнитке по Гоголю стала музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Театра на Таганке: в 1978 году он написал ее по просьбе режиссера Юрия Любимова. Несколько лет спустя Михаил Швейцер начал работу над телесериалом «Мертвые души», музыку к которому он попросил написать Шнитке. В 1981 году Геннадий Рождественский составил из музыки к «Ревизской сказке» симфоническую «Гоголь-сюиту» – под наблюдением и с одобрения Шнитке, чьими соавторами не раз становились исполнители. И хотя в основу сюиты легла музыка прикладного характера, в ней как в капле воды отразилось все творчество мастера.