Alexey Kruglov & Igor Goldenberg <br> Bach Games <br> ArtBeat Music Релизы

Alexey Kruglov & Igor Goldenberg
Bach Games
ArtBeat Music

Название альбома московских импровизаторов — «Баховские игры» — прекрасно своей многозначностью. Хочется тоже сыграть в эту игру: понимать концепцию записи, как, например, «Игра в Баха», или «Игра с Бахом», или «Игра Баха». И любой из этих вариантов расцветает радугой смыслов. Баха, вроде бы, дóлжно слушать с серьезным выражением лица, ожидая взволнованного просветления. Альбом же шутит, играет, что-то придумывает. Такой подход к классической музыке провоцирует сакраментальное «а что бы сказал автор». В данном случае вероятность позитивной реакции, пожалуй, велика — саксофониста и перформера Алексея Круглова и органиста Игоря Гольденберга вкус и чувство меры не подводят. И даже «джазовые» аплодисменты, звучащие в середине композиций, как показалось, тоже пришлись бы по душе старому мастеру — позитив и креативность происходящего несомненны. Бах же, кажется, стоит в сторонке и слушает — улыбаясь. Его музыка позволяет импровизировать в удовольствие — и свое, и публики. Вопрос, конечно, в результате — альбом успешно балансирует на грани между жанрами, хотя джаз, все же, искусство, нацеленное более на эффект, самовыражение, а не на познание или отстраненное созерцание, свойственные академическим искусствам.

Композитор много импровизировал, но как он это делал, никто не услышит. Поэтому cмелое предложение, которое музыканты сделали великому предшественнику — сыграть в импровизационные шахматы, — ход красивый. Круглов знает толк в пересечениях смыслов и приемов, он известен и как импровизатор, и как участник интеллектуальных турниров по так называемым словесным шахматам. На альбоме ему, в компании со столь же раскрепощенным коллегой-органистом, удается свести в один узел творческие векторы и решить задачу по-шахматному, одновременно и импровизируя, и следуя канону.

На Bach Games есть широко известные темы. В «Шутке» из си-минорной Сюиты № 2 BWV 1067 Круглов бурно и ярко импровизирует, его перекличка с органом, взаимное «перебрасывание» мелодии между инструментами вызывает особо радостную реакцию зала. Музыканты и в других вещах охотно играют напористые, даже резкие импровизационные фрагменты. В финале идут импровизация на монограмму Баха B-A-C-H и Мюзет из «Записной книжки для Анны Магдалены Бах», а завершает альбом хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639, звучавшая в «Солярисе» Андрея Тарковского, — ее узнает большинство слушателей. Алексей же, по обыкновению, между музыкальными номерами отдает должное поэзии. На этот раз он сумрачно читает поэму Пушкина «Демон», лишний раз подчеркивая поиск вдохновения на пересечении жанров. Звучит и рассказ о том, как Круглов, работая над наследием джазмена Чарли Паркера, находил у него общие черты с музыкой Баха. Дуэт разыгрывает шахматно-музыкальную партию — с предполагаемой мастерской ничьей в финале. Зал же бурно и благодарно рукоплещет — программа была записана в Челябинске, и не раз возникала мысль, что место для записи выбрано было правильно.