1-25 декабря
Фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
ГМИИ имени А.С. Пушкина
В иные времена подобная ажитация в отношении географии ансамбля выглядела бы излишней, но сегодня выступление в Москве (читай: в России) струнного «Гуйвартс-трио» – резидента Королевского музея изящных искусств в Антверпене – воспринимается едва ли не как подарок судьбы. В программе концерта «Математика импровизации» (12 декабря) с участием фламандских музыкантов Федры Коппенс (скрипка), Винсента Хеппа (альт), Питера Стаса (виолончель), болгарской сопрано Алены Данчевой, чешского и турецкого теноров Войтеха Семерада и Озана Карагёза – сочинения композиторов XIV-XVI веков Адриана Вилларта, Киприана де Роре, Гийома де Машо, Йоханнеса Окегема, Пьера де ла Рю и некоторых других, кого точно не встретишь в российской концертной повседневности.
Среди событий, более очевидных для московского фестиваля с 43-летней историей, хотя и не менее любопытных, – «Вечер-посвящение Альфреду Шнитке» (20 декабря), в котором участвуют совместно Владимир Спиваков и Юрий Башмет. Первый – в скрипичной, второй – в дирижерской роли. Программа включает в себя и нечасто звучащую Первую сонату для скрипки и фортепиано (Спиваков и Гиндин), и популярное сочинение двух скрипок и камерного оркестра Moz-Art à la Haydn.
Также примечателен пятый из семи фестивальных концертов – «Источник всех мелодий – пение птиц», где в исполнении Даниила Когана (скрипка), Михаила Безносова (кларнет), Марии Зайцевой (виолончель) и Арсения Тарасевича-Николаева (фортепиано) прозвучит великий «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана.
4 декабря
«Вещь в себе»: «Русские сезоны» Десятникова
Московская филармония
В этот раз автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев будет «препарировать» давнее (2000), но по-прежнему свежее сочинение Леонида Десятникова для сопрано, скрипки и струнного оркестра, написанное для Гидона Кремера. В основе этого опуса, говорит композитор, «аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, опубликованные в книге “Традиционная музыка Русского Поозерья”». В цикле, как и во «Временах года» Чайковского, двенадцать частей, и каждая «связана с определенным моментом православного или традиционного земледельческого календаря». Для Десятникова, с его слов, были важны «столкновение», «конфликт интересов». Он попытался соединить близких ему людей, «продуцирующих блеск, элегантность, европейскость» (Кремера и его оркестр), с русскими фольклорными источниками. Что из этого вышло, вновь можно будет услышать – на сей раз в Зале Чайковского, в интерпретации Яны Иваниловой (сопрано), Даниила Когана (скрипка) и ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.
5 декабря
«В тени Учителя»: концерт к 150-летию Арнольда Шёнберга
Галерея «Нико»
Неслучайные, обусловленные крупной датой, шёнберговские события в Москве пока точечны. Наиболее системно и продуманно юбилейная ветвь событий, связанных с Шёнбергом и его разностильным наследием, выглядит в ДК «Рассвет» – благодаря камерному оркестру «Околобаха». Но и в других местах разные коллективы «вдруг» принялись играть музыку лидера второй венской школы. До «моды» еще далеко. Скорее можно говорить о скромной надежде на то, что со временем «точечность» перерастет в «системность» хотя бы в двух российских столицах. Пока же замечателен концерт в галерее «Нико», где можно услышать редко звучащие сочинения не самых известных учеников Шёнберга – Норберта фон Ханненхайма и Эриха Шмида. Среди участников концерта – пианистка Екатерина Рихтер, альтист Илья Гофман, Квартет имени Валентина Берлинского в составе: Деннис Гасанов (первая скрипка), Федор Калашников (вторая скрипка), Павел Романенко (альт), Михаил Калашников (виолончель).
7-8 декабря
«Двенадцать месяцев»: премьера оперы-сказки Сергея Баневича
НОВАТ
«В черно-белую зиму ворвутся яркие краски», – обещает читателям театральных анонсов автор художественной концепции спектакля, главный режиссер Новосибирской оперы Вячеслав Стародубцев. Обещаются также новогодняя елка, сделанная из разноцветных шариков, и сцена в виде мольберта, на котором «каждый из двенадцати месяцев нарисует свой яркий и индивидуальный мир». Музыкальный руководитель и дирижер спектакля – Евгений Волынский, художник-постановщик (сценография и костюмы) – Тимур Гуляев, художник по свету – Ирина Вторникова.
Опера «Двенадцать месяцев» по одноименной сказке Маршака написана петербургским композитором Сергеем Баневичем в 2006 году и посвящена Наталии Сац – основательнице Московского детского музыкального театра. Там и состоялась в декабре 2006-го премьера постановки Александра Петрова. В 2008 году опера ставилась в Перми Георгием Исаакяном (на январь 2025-го запланировано капитальное возобновление).
14-24 декабря
Фестиваль «Площадь Искусств»
Санкт-Петербургская филармония
В этом году фестиваль, созданный и долгое время руководимый Юрием Темиркановым, посвящен двадцатипятилетию со дня основания. Откроет его мировая премьера симфонии Валерия Воронова. Более-менее широкой публике этот композитор знаком, в частности, по прологу и эпилогу к опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода», написанным по заказу Пермского театра оперы и балета. Симфония же посвящена Заслуженному коллективу России и главному дирижеру Петербургской филармонии Николаю Алексееву.
15 декабря на фестивале выступят Хибла Герзмава и Владимир Спиваков (вместе с НФОР). Прозвучат арии и симфонические фрагменты из опер Верди, Пуччини, Чилеа.
На следующий день в Малом зале Александр Князев и Ксения Башмет исполнят виолончельные сонаты Брамса и Рихарда Штрауса.
Среди участников фестиваля и Валерий Гергиев. Его выступления на «Площади Искусств» скорее редкость: предыдущее было год назад (Шестая симфония Шостаковича, Четвертая Брукнера), а до того – в 2013-м (Девятая Малера). В этот раз, 18 декабря, в исполнении оркестра Мариинского театра прозвучит Пятая симфония Малера.
Александр Сладковский, в марте впервые выступивший с Госоркестром Татарстана в Петербургской филармонии («Фантастическая симфония» Берлиоза), дебютирует на «Площади Искусств» с Заслуженным коллективом России. В программе концерта 19 декабря памяти Мариса Янсонса – Третья симфония Малера (солистка – Ольга Бородина).
Немаловажно и выступление на фестивале Александра Лазарева и ГАСО России имени Е.Ф. Светланова с «Альпийской симфонией» Рихарда Штрауса (20 декабря).
21 декабря Мария Зайцева сыграет вместе с АСО филармонии под руководством Димитриса Ботиниса Виолончельный концерт Элгара.
А 23 декабря Вадим Репин и Николай Луганский исполнят скрипичные сонаты Дебюсси, Грига, Франка. Отметим, что Луганский участвует и в закрытии фестиваля – с Третьим концертом Прокофьева.