Театр запустил цикл программ симфонической музыки «Путь к Моцарту», в рамках которого оркестровый коллектив представит произведения современников и последователей венского классика. Программа предваряет «Волшебную флейту», которая появится в репертуаре труппы в июле следующего года (дирижер-постановщик – Филипп Чижевский, режиссер – Егор Перегудов). Первый вечер нового проекта подарил встречу с музыкой Карла Марии фон Вебера – композитора, с которым у большинства ассоциируется одно произведение – опера «Вольный стрелок».
Можно только приветствовать желание «Новой Оперы» устроить свидание слушателей с музыкой этого автора: театр блюдет собственные традиции, ведь миссией его создателя Евгения Колобова всегда было знакомить людей с редкими, раритетными сочинениями. Вот и в этой программе прозвучало то, что для нас в новинку: увертюра к зингшпилю «Абу Гассан» и Вторая симфония Вебера. Да и Концертштюк для фортепиано с оркестром исполняется не так часто.
Дирижировал китаец Сяобо Ху. На Международном конкурсе имени С.В. Рахманинова в 2022 году молодой музыкант получил концертный ангажемент в качестве специального приза от «Новой Оперы». В театре он уже выступал 6 марта этого года с программой «Тайные песни женщин». Теперь же состоялась примерка нового материала, и она дирижеру вполне подошла. И это было уже понятно по увертюре к зингшпилю «Абу Гассан», открывавшей вечер. В этом коротком трехминутном сочинении наиболее явственно из всей программы чувствуется влияние Моцарта: Вебер, пытаясь изобразить квазиориентальный характер, использует колорит «янычарской» музыки, встречавшийся в «Похищении из сераля». Задорное, непринужденное действо под руками Сяобо Ху сразу же вовлекло в атмосферу игры-путешествия, которое ожидало публику в течение концерта. В этом сочинении дирижер продемонстрировал особую четкость в работе с фразировкой и моментальной смене динамики, которое было исполнено по-настоящему искрометно и зажигательно.
Во Втором кларнетовом концерте Вебера выступил один из лидеров среди российских музыкантов этой специальности Сергей Елецкий. Теплый, широко льющийся звук инструмента услаждал слух совершенно тончайшим пиано. Произведение требует от музыканта совершенного владения кларнетом. Здесь необходимо не только использовать весь диапазон, но и преодолевать различные трудности, которые запрятаны в нотах: коварные синкопы, скачки между октавами, виртуозные гаммы, бесчисленное количество пассажей. У Елецкого все эти моменты были настолько отточены и осмыслены, что о них и не думалось. Во второй части, требующей особой кантилены и певучести, тоже все сошлось: казалось, мы слушаем оперную арию, исполняемую кларнетом.
Оперное начало присутствует и в Концертштюке для фортепиано с оркестром: музыкальный язык этого программного сочинения, построенного очень свободно, явно предвосхищает стиль Доницетти и Беллини, он очень вокален. Здесь солировала молодая клавесинистка и пианистка, студентка Московской консерватории и РАМ имени Гнесиных Ольга Давнис. Она всячески старалась преодолеть трудности, которыми напичкано сочинение. Кроме нескольких досадных промахов, подпортивших интонационную точность, больше всего вопросов возникло к стилистике исполнения. Здесь не хватало тающего, плавного, мягкого туше, певучести мелодических линий. А в интерпретации Давнис было больше силовой манеры игры, которая тут совсем не к месту. Зато в этих двух произведениях порадовал оркестр, который показал исключительную деликатность и партнерскую чуткость по отношению к солистам.
Исполнявшаяся в заключении вечера Вторая симфония Вебера оказалась, пожалуй, самым нестандартным сочинением программы. Сильных чужих стилистических влияний в ней особо не отыскать: стиль сочинения не вызывает ассоциаций ни с одним из венских классиков. В семнадцать минут оркестрового звучания композитор вмещает четыре части, в которых заметны тенденции раннего романтизма с его легкой сентиментальностью, при этом хватает и юмора, и грациозности. Все это хорошо читалось в исполнении оркестра «Новой Оперы» под управлением Сяобо Ху. Симфония переполнена соло духовых: некоторые из них (гобой – Антон Бальцевич, флейта – Сергей Гречаников) удались безоговорочно, а вот валторны и трубы, у которых много ответственных мест, порой выдавали абсолютный брак. Любопытно использование Вебером альта в качестве солирующего инструмента (здесь великолепно себя показал Олег Князев) во второй части, что для тех времен было редкостью. Для многих слушателей нынешнего концерта музыка Вебера стала настоящим открытием. Две пожилые дамы открыто восхищались услышанным: «Так вот какой он волшебник, этот Вебер!» И с ними трудно не согласиться.