А годы летят… Эта крылатая строчка вспоминается в связи с солидным стажем одного из крупнейших в России фестивалей современной музыки – Concordia. Четырнадцать лет назад, придя на пост руководителя Госоркестра Республики Татарстан, Александр Сладковский учредил этот форум. Посвятив его крупнейшему композитору наших дней и уроженке Казани Софии Губайдулиной, он вместе с продюсером и единомышленником Алексеем Пилюгиным активно развивает этот эксклюзивный проект, который год от года набирает обороты. Глядя на мощную программу четырнадцатого сезона, задумываешься, получится ли в юбилейный, пятнадцатый, год сделать ее еще содержательнее и собрать более крутой состав участников, чем сейчас. Впрочем, маэстро уверен, что все только начинается.
Парад дирижеров и солистов
Concordia интересна не только программами, но и персоналиями. Это своего рода витрина исполнительского искусства наших дней. Ведь браться за современные партитуры, малоизвестные или вовсе впервые звучащие сочинения способны далеко не все дирижеры и оркестры. Так что выбор для концерта-открытия фигуры Юрия Башмета – артиста, который всю жизнь посвятил общению с современными композиторами, который ставил перед ними задачи создать новый репертуар для альта, а теперь и для симфонического оркестра, – этот выбор видится прямо-таки символичным.
Башмет привез с собой солиста, победителя Международного конкурса имени Чайковского, прекрасного скрипача Николая Саченко, сыгравшего впервые в Казани Концертино Вайнберга. А вечер в целом представлял собой панораму российской музыки за девяносто лет: от сюиты из балета «Ромео и Джульетта», созданной в 1936 году, до «Путеводителя по оркестру» Кузьмы Бодрова образца 2018 года. Приношением Альфреду Шнитке – юбиляру этого сезона, признанному классику и большому другу Юрия Башмета, – стала «Гоголь-сюита», одна из самых доступных, популярных и при этом показательных партитур композитора.
Наряду с Юрием Башметом, чье имя само по себе работает как бренд и маркер определенного направления в искусстве, в афише фестиваля были и дебютанты. Казанская публика открыла для себя итальянского дирижера Джузеппе Финци. В Европе он в основном специализируется на опере, но здесь отлично показал себя как симфонический дирижер и, что важно, привез сочинения национальных авторов: Концерт № 2 для скрипки с оркестром «Пророки» Марио Кастельнуово-Тедеско и Концерт для оркестра Альфредо Казеллы. «До приезда в Казань я слышал от своих коллег-дирижеров о высоком профессионализме оркестра Татарстана, и поработать с ним лично было счастьем для меня. Особенной честью было сыграть с этим прекрасным коллективом сочинения итальянских композиторов. У музыкантов ГАСО РТ потрясающая энергетика, и я получил огромное удовольствие от каждой минуты работы с ними!» – поделился дирижер впечатлениями после концерта.
Вместе с Финци в БКЗ имени С. Сайдашева выступила итальянская скрипачка румынского происхождения Михаэла Костеа. С 2000 года по сегодняшний день она является концертмейстером и солисткой филармонического оркестра «Артуро Тосканини» в Парме, работала с такими дирижерами, как Лорин Маазель, Жорж Претр, Юрай Валчуха, Туган Сохиев, Владимир Юровский, Карло Рицци, Роберто Аббадо, Тон Коопман, Джеймс Конлон, Стефан Денев, Юрий Темирканов, Дмитрий Китаенко, Андрей Борейко, Стивен Меркурио и другие. Играет на скрипке Маттео Гоффриллера 1690 года.
Также Михаэла Костеа провела встречу с музыкантами оркестра, поделившись секретами концертмейстерской кухни. Это важная часть фестивальной истории (такие же встречи проходили и раньше, когда, к примеру, приезжали музыканты из Берлинской филармонии), помогающая сверить часы и узнать, как живут и в чем варятся западные оркестры.
Еще один герой фестиваля – дирижер Филипп Чижевский. Он в этом сезоне привлек особое внимание, став художественным руководителем легендарного российского коллектива – Госоркестра России имени Евгения Светланова. От 39-летнего музыканта ожидают концептуальных шагов по репертуарной стратегии коллектива, и судя по программе, представленной в Казани, впереди – замечательные перспективы.
По словам Филиппа Чижевского, он выбрал «лебединые песни» трех крупнейших композиторов: Баха, завершившего барочную эпоху, Шостаковича, ставшего выразителем сложного исторического этапа советского государства, и Канчели, связавшего своей музыкой Россию и Грузию в постсоветском пространстве. Изысканность концепции подчеркивали детали: неоконченный контрапункт из «Искусства фуги» прозвучал в малоизвестной версии Лучано Берио, Канчели был представлен казанской премьерой Виолончельного концерта T–S–D с Борисом Андриановым в качестве солиста. А творчество Шостаковича в проекции Пятнадцатой симфонии предстало не только как завещание, но и указующий ориентир для идущих за ним (в том числе, в симфонии сфокусировалось то, что так ярко развил Шнитке в своем методе полистилистики).
Минуты абсолютного счастья
Когда исполняется музыка нашего современника, когда композитор находится в зале – волнуется и переживает за то, как его оценит публика, – это все создает особую ауру вокруг концерта. Так вышло, когда Сладковский играл сочинения Геннадия Ровнера – автора, который пришел в музыку, имея за плечами (как, скажем, Эдисон Денисов) опыт совершенно иной профессии. Теперь он не мыслит своей жизни без творчества, и важно, что его энтузиазм разделяют именитые дирижеры и коллективы. «Это музыка нашего времени – невероятно нежная и трогательная! Она полна эмоций и любви! А это самое бесценное, что может быть в музыке в принципе. Рад, что мы прикоснулись к творчеству Геннадия Ровнера, сделали большую программу – для нас с оркестром это очень значимое событие!» – признался Александр Сладковский.
В рамках фестиваля состоялись казанские премьеры девяти симфонических новелл, объединенных в цикл «Метаморфозы» (соло сопрано – Эльза Исламова), и концерта «Таная» для фортепиано, оркестра и хора (с пианистом Филиппом Копачевским и с Государственным камерным хором РТ). Ободренные успехом, музыканты сыграли еще два биса: «Любовное настроение» и Eva dreams Ровнера.
«Я в полном восторге от удивительного, необыкновенного оркестра – одного из лучших, которые я когда-либо слышал. Я познакомился с Александром Сладковским на концерте в Москве, где он и его оркестр представляли Пятую симфонию Малера. С тех пор являюсь страстным поклонником их творчества. Одна только мысль о том, что после исполнения произведений Чайковского, Бетховена, Малера ГАСО РТ и Маэстро будут играть мою музыку, давала ощущение абсолютного счастья. Если и мечтать о чем-то, то это о том, что происходило сегодня!» – поделился впечатлениями композитор.
Озорные частушки
Еще одним открытием Concordia стал пианист Абисал Гергиев. Звучная фамилия говорит сама за себя, тем интереснее, каков потенциал молодого представителя прославленной династии. Для дебюта в Казани Абисал, окончивший в 2023 году Бостонскую консерваторию Новой Англии, выбрал Первый фортепианный концерт Щедрина. Тот самый, где в финале автор, тогдашний студент Московской консерватории, позволил себе поозорничать и ввести цитаты частушечных наигрышей.
Родин Щедрин – композитор-резидент Мариинского театра, друг Валерия Гергиева, и Абисал рассказал, что ему повезло в 2019 году играть Концерт в Петербурге в присутствии автора. «Это было громадное счастье и в то же время – огромная ответственность. Я, признаться, очень волновался. Родион Константинович, помимо того, что дал дельные советы на репетиции, сумел меня перед выходом на сцену успокоить – своим тоном, речью, общим доброжелательным настроем. Я до сих пор следую его пожеланиям играть ярче, горячее, “с большей прытью”. Если думать о продолжении, то я бы с радостью выучил Второй фортепианный концерт Щедрина – это совершенно иная по настроению и содержанию музыка, мне интересен и его Шестой концерт. Также я стараюсь исполнять сочинения своих друзей-композиторов, вообще люблю поддерживать творчество моих сверстников». А на вопрос, не пишет ли он сам музыку, Абисал Гергиев признался: «Я пробую себя в этом направлении, пытаюсь изложить свои мысли в звуках, но пока это лишь первые шаги».
Казанская публика горячо оценила посыл солиста, его виртуозность, умение передать своеобразный щедринский юмор, а также гибкий диалог с оркестром, за пультом которого в этот вечер встал гость из Кореи Юджин Сон. Продолжая линию знакомства с национальными традициями, он подготовил с ГАСО РТ пьесу Réak для симфонического оркестра. Ее создал известный корейский композитор XX века Юн Исан, который, как и китаец Тан Дун, ассимилировал восточную мелодику, жанры с европейскими композиционными техниками.
Такое столкновение русских и корейских традиций – прекрасный пример открытости границ фестиваля, а также желания руководителей ГАСО РТ развивать оркестр, давать музыкантам пробовать разные блюда музыкальной кухни.
Под знаком Губайдулиной
Александр Сладковский всегда подчеркивает: «Concordia родилась из любви и почитания к Софии Асгатовне Губайдулиной как к Мастеру. Мы стараемся, чтобы этот фестиваль соответствовал ее профессиональной и человеческой планке». С прошлого года к главному коллективу фестиваля, ГАСО РТ, добавился еще оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной, которым много лет руководит Ляйля Гарифуллина. Они много исполняют современных татарских композиторов, но не только. Для заключительного вечера коллектив приготовил знаковую партитуру Губайдулиной – «Поэму-сказку», с которой открывался фестиваль, а также включил «Рок-токкату» петербуржца Леонида Резетдинова, опус The Bilbao song москвича Алексея Сюмака и роман-поэму «Доктор Живаго» для хора и оркестра казанского композитора Миляуши Хайруллиной, где отражена рефлексия главного героя романа через включения поэтических текстов Пастернака.
Новой музыке быть
Фестиваль, безусловно, амбициозен в самом хорошем смысле: артисты первого ряда, дебютанты, чья карьера складывается прямо на наших глазах, зарубежные артисты, которых нигде как в Казани не услышать. Легко ли сложить весь пазл, учтя творческие устремления, эстетические установки и геополитические тенденции?
«Музыкальный фестиваль Concordia был и остается нашей с Маэстро общей гордостью, – подчеркивает продюсер и один из идеологов репертуарной стратегии ГАСО РТ Алексей Пилюгин. – С самого первого “запуска” у нас было твердое убеждение, которое можно сформулировать в духе Маяковского – “новой музыке здесь быть”! Казалось бы, и в чем наша новизна и где тут в пародийном лозунге новаторство, которые поставят нас особняком, желательно повыше? Скажу прямо: мы и не стремились ни к какой конкуренции, ни с кем. Вовсе нет. Не потому, что странно как-то “стартапу” в Казани заочно конкурировать с фестивалями современной музыки и биеннале в Москве, в Вене, в Берлине или Париже, а лишь потому что было внутреннее ощущение, что мы знаем, что делаем, и у нас свой слегка тернистый путь, но есть и карта, и фонарик, что с именем Софии Асгатовны Губайдулиной, талантом и творческим “зарядом” Александра Сладковского, а также с нашим общим организаторским опытом – у нас все произойдет. Так и получилось. И хотя София Асгатовна не принимает непосредственного участия в работе фестиваля, но ее жизненный путь, ее творчество, ее наследие – это целый континент, где столько плодородного пространства, что растить идеи и строить города можно веками! Конечно, в таком многогранном измерении, как современная музыка – с ее пластичными ориентирами, хронологической неопределенностью, сложностью построения, императивом эксперимента, союзами и разночтениями всего вся, – это всегда (или почти всегда) путь на ощупь. Мы так и шли, опираясь на главное – наш оркестр, его опыт и олимпийскую работоспособность, творческие связи Александра Сладковского и, конечно, на проверенные боем методы отбора произведений, композиции и баланса афиши, гибкость планирования и некоторые “секретные” продюсерские установки, которые все это волшебство удерживают в единой конструкции. Мне кажется, что для поклонников музыки, как и для профессионалов, афиша любого фестиваля, как и лицо человека, при общем или детальном рассмотрении всегда дает впечатление, достаточное для принятия несложного решения – завести ли разговор или пройти мимо. Лично я счастлив, что фестиваль имеет своих преданных поклонников и развивается вот уже четырнадцать (!) лет, а его афиша была и остается интересной для профессионалов».