С 19 января по 2 февраля 2025 года в Московском театре «Новая Опера» пройдет традиционный ежегодный Крещенский фестиваль. В программе: российская премьера оперы «Ванесса» С. Барбера, премьеры спектакля Балета Москва «Болеро+» и хорового спектакля «Страсти. Шютц. Лэнг», а также концерты симфонической и камерной вокальной музыки. На фестивале выступят дирижеры: Андрей Лебедев, Антон Торбеев, Фёдор Леднёв, Алексей Рубин, пианистка и дирижер Ева Геворгян, скрипачка Дария Зиатдинова.
Проект существует двадцать лет – он был создан в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове (1946–2003) после его ухода из жизни. Дата открытия фестиваля всегда остается неизменной: 19 января – день рождения маэстро и празднование Крещения Господня. По замыслу создателей «Крещенского фестиваля», он стал главной художественной инициативой, воплощающей идеи и эстетическую концепцию мастера. Открытие новой музыки, никогда не звучавшей ранее в мире или в России, и презентация «Новой Оперы» как дирижерского театра, то есть эксклюзивно созданного для дирижера и акцентирующего внимание на этой профессии, – именно такие направления всегда были ключевыми для проекта.
«Крещенский фестиваль» 2025 года пронизан несколькими темами, связанными с персонами композиторов. Первый из них – Сэмюэл Барбер (1910–1981). В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения композитора. На фестивале состоится российская премьера оперы «Ванесса» (19, 20 января), прозвучат Концерт для скрипки с оркестром (солистка Дария Зиатдинова, 27 января) и балетная сюита «Медея» для оркестра (2 февраля). «Ванесса» удостоилась Пулитцеровской премии и стала первой американской оперой, представленной на Зальцбургском фестивале (впервые в истории проекта опера исполнялась на английском языке).
Первое российское исполнение состоится под управлением дирижера театра «Новая Опера» Андрея Лебедева. Впервые в «Новой Опере» постановку представит режиссер, лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волкострелов. Главные партии репетируют Марина Нерабеева, Елизавета Соина, Ольга Стародубова (Ванесса); Роман Коллерт, Карен Манукян, Алексей Татаринцев (Анатоль); Гаяне Бабаджанян, Екатерина Мирзоянц, Анна Синицына (Эрика).
С Барбером связано следующее имя, вокруг которого выстроена программа «Крещенского фестиваля». Это Димитрис Митропулос (1896–1960) – дирижер мировой премьеры «Ванессы» С. Барбера в Метрополитен-опере в 1958 году (в то время он был главным дирижером этого театра). Митропулос – не только дирижер, но еще пианист и композитор, первый выдающийся артист современной Греции, при этом сделавший карьеру и за ее пределами. Митропулосу посвящен заключительный концерт фестиваля 2 февраля. В программе – сочинение Burial («Погребение»), которое музыкант написал в девятнадцать лет. Это его первое масштабное произведение для оркестра. Оркестр «Новой Оперы» исполнит Burial под управлением Алексея Рубина, главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Челябинской области.
Учеником Димитриса Митропулоса был Леонард Бернстайн, музыка которого прозвучит 27 января на совершенно особенном концерте, посвященном Международному дню памяти жертв Холокоста. Одно из произведений программы – Третья симфония №3 «Каддиш». В симфонии, помимо оркестра, хора, детского хора и сопрано соло, есть партия чтеца – герой ведет разговор с Богом. Композитор сам написал текст симфонии, он произносится на английском языке. Молитва же звучит в неизменном виде на арамейском и иврите. В «Новой Опере» сложную партитуру представит маэстро Фёдор Леднёв.
Еще одна линия «Крещенского фестиваля» – музыка Мориса Равеля (1875–1937). В 2025 году отмечается 150-летие со дня рождения композитора. С юбилейной датой связаны сразу несколько вечеров. Прежде всего – премьера спектакля Балета Москва «Болеро+» 24 января. Это вечер-дивертисмент, для которого российские хореографы готовят новые танцевальные миниатюры: Tango, Song and Dance (Максим Севагин), «Ундина» (Анна Дельцова), «Пыль» (Даян Ахмедгалиев), «Треугольник Серпинского» (Елизавета Некрасова). Танго и контемпорари, стрит-дэнс, физический театр и вакинг – в этих миниатюрах абсолютное разнообразие жанров и стилей. Кульминацией вечера станет новая версия «Болеро» Мориса Равеля в хореографии Кирилла Радева. Сочинение прозвучит в сопровождении оркестра Новой Оперы под руководством дирижера Антона Торбеева.
Еще одно особое направление «Новой Оперы» – хоровой театр. Он сложился из спектаклей хора, который музыкальные критики неизменно называют безупречным. Новой постановкой станет спектакль «Страсти. Шютц. Лэнг» (премьера 31 января). В основе – два произведения: «Страсти по Матфею» Г. Шютца и «Страсти по девочке со спичками» Д. Лэнга (по сказке Г.Х. Андерсена). Между сочинениями Шютца и Лэнга больше 340 лет: они написаны в 1666 и 2007 годах соответственно. Музыкальный руководитель проекта, главный хормейстер Юлия Сенюкова и режиссер Виктория Агаркова смело объединяют их в одно сценическое действо, в основе которого жанр пассионов и взгляд на него авторов XVII и XXI веков.
Подробная программа фестиваля представлена на сайте театра.