«Новая Опера» готовит российскую премьеру сочинения Барбера

28.11.2024
«Новая Опера» готовит российскую премьеру сочинения Барбера

С 19 января по 2 февраля 2025 года в Московском театре «Новая Опера» пройдет традиционный ежегодный Крещенский фестиваль. В программе: российская премьера оперы «Ванесса» С. Барбера, премьеры спектакля Балета Москва «Болеро+» и хорового спектакля «Страсти. Шютц. Лэнг», а также концерты симфонической и камерной вокальной музыки. На фестивале выступят дирижеры: Андрей Лебедев, Антон Торбеев, Фёдор Леднёв, Алексей Рубин, пианистка и дирижер Ева Геворгян, скрипачка Дария Зиатдинова.

Проект существует двадцать лет – он был создан в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове (1946–2003) после его ухода из жизни. Дата открытия фестиваля всегда остается неизменной: 19 января – день рождения маэстро и празднование Крещения Господня. По замыслу создателей «Крещенского фестиваля», он стал главной художественной инициативой, воплощающей идеи и эстетическую концепцию мастера. Открытие новой музыки, никогда не звучавшей ранее в мире или в России, и презентация «Новой Оперы» как дирижерского театра, то есть эксклюзивно созданного для дирижера и акцентирующего внимание на этой профессии, – именно такие направления всегда были ключевыми для проекта.

«Крещенский фестиваль» 2025 года пронизан несколькими темами, связанными с персонами композиторов. Первый из них – Сэмюэл Барбер (1910–1981). В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения композитора. На фестивале состоится российская премьера оперы «Ванесса» (19, 20 января), прозвучат Концерт для скрипки с оркестром (солистка Дария Зиатдинова, 27 января) и балетная сюита «Медея» для оркестра (2 февраля). «Ванесса» удостоилась Пулитцеровской премии и стала первой американской оперой, представленной на Зальцбургском фестивале (впервые в истории проекта опера исполнялась на английском языке).

Первое российское исполнение состоится под управлением дирижера театра «Новая Опера» Андрея Лебедева. Впервые в «Новой Опере» постановку представит режиссер, лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волкострелов. Главные партии репетируют Марина Нерабеева, Елизавета Соина, Ольга Стародубова (Ванесса); Роман Коллерт, Карен Манукян, Алексей Татаринцев (Анатоль); Гаяне Бабаджанян, Екатерина Мирзоянц, Анна Синицына (Эрика).

С Барбером связано следующее имя, вокруг которого выстроена программа «Крещенского фестиваля». Это Димитрис Митропулос (1896–1960) – дирижер мировой премьеры «Ванессы» С. Барбера в Метрополитен-опере в 1958 году (в то время он был главным дирижером этого театра). Митропулос – не только дирижер, но еще пианист и композитор, первый выдающийся артист современной Греции, при этом сделавший карьеру и за ее пределами. Митропулосу посвящен заключительный концерт фестиваля 2 февраля. В программе – сочинение Burial («Погребение»), которое музыкант написал в девятнадцать лет. Это его первое масштабное произведение для оркестра. Оркестр «Новой Оперы» исполнит Burial под управлением Алексея Рубина, главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Челябинской области.

Сэмюэл Барбер и Димитрис Митропулос

Учеником Димитриса Митропулоса был Леонард Бернстайн, музыка которого прозвучит 27 января на совершенно особенном концерте, посвященном Международному дню памяти жертв Холокоста. Одно из произведений программы – Третья симфония №3 «Каддиш». В симфонии, помимо оркестра, хора, детского хора и сопрано соло, есть партия чтеца – герой ведет разговор с Богом. Композитор сам написал текст симфонии, он произносится на английском языке. Молитва же звучит в неизменном виде на арамейском и иврите. В «Новой Опере» сложную партитуру представит маэстро Фёдор Леднёв.

Еще одна линия «Крещенского фестиваля» – музыка Мориса Равеля (1875–1937). В 2025 году отмечается 150-летие со дня рождения композитора. С юбилейной датой связаны сразу несколько вечеров. Прежде всего – премьера спектакля Балета Москва «Болеро+» 24 января. Это вечер-дивертисмент, для которого российские хореографы готовят новые танцевальные миниатюры: Tango, Song and Dance (Максим Севагин), «Ундина» (Анна Дельцова), «Пыль» (Даян Ахмедгалиев), «Треугольник Серпинского» (Елизавета Некрасова). Танго и контемпорари, стрит-дэнс, физический театр и вакинг – в этих миниатюрах абсолютное разнообразие жанров и стилей. Кульминацией вечера станет новая версия «Болеро» Мориса Равеля в хореографии Кирилла Радева. Сочинение прозвучит в сопровождении оркестра Новой Оперы под руководством дирижера Антона Торбеева.

Еще одно особое направление «Новой Оперы» – хоровой театр. Он сложился из спектаклей хора, который музыкальные критики неизменно называют безупречным. Новой постановкой станет спектакль «Страсти. Шютц. Лэнг» (премьера 31 января). В основе – два произведения: «Страсти по Матфею» Г. Шютца и «Страсти по девочке со спичками» Д. Лэнга (по сказке Г.Х. Андерсена). Между сочинениями Шютца и Лэнга больше 340 лет: они написаны в 1666 и 2007 годах соответственно. Музыкальный руководитель проекта, главный хормейстер Юлия Сенюкова и режиссер Виктория Агаркова смело объединяют их в одно сценическое действо, в основе которого жанр пассионов и взгляд на него авторов XVII и XXI веков.

Подробная программа фестиваля представлена на сайте театра.