Прощай, Монтсеррат Кабалье События

Прощай, Монтсеррат Кабалье

Ушла из жизни пожилая, долго хворавшая женщина, и вдруг мы почувствовали в одно мгновение это величие, этот масштаб личности той, которая, вне всякого сомнения, является одной из самых крупных певиц за все четыре века существования оперного жанра.

Пережившая Гражданскую войну и нелегкое детство девочка, молодая артистка, проведшая не один сезон в ансамблях небольших театров Швейцарии и Германии, в одночасье стала знаменитой. Какими-то хитросплетениями судьбы она заменила свою коллегу Мэрилин Хорн (впоследствии прославившуюся как меццо) в концертном исполнении «Лукреции Борджиа» Гаэтано Доницетти на сцене Карне ги-холла в Нью-Йорке в 1965 году.

Это было то, что называется «звезда родилась», и то, что является подлинным чудом искусства. Любопытно, что подобное произошло за 6 лет до этого с Джоан Сазерленд в Ковент-Гардене после ее Лючии, а через год – с Беверли Силлс с ее Клеопатрой в Сити-опера.

Все это случилось тогда, когда Каллас уже практически простилась со сценой, и эти три певицы продолжили то, что начала великая гречанка – возвращение и переосмысление великого наследия романтического бельканто, прежде всего опер Россини, Доницетти и Беллини.

После успеха Кабалье в «Лукреции Борджиа» крупнейшие оперные театры воспрянули. Пришла дива. Обладающая на самом деле божественным даром. И голосом, и тем душевным богатством, которое она могла своим неземным пением высказать людям. Редкий для певцов случай, когда прекрасный инструмент – голос достался в руки изумительному музыканту. И труженику. Просто невозможно понять, с помощью каких небесных сил ею было выучено такое количество музыки – оперных партий, ораторий, романсов, песен.

А творческий голод заставлял ее идти и идти вперед. Диапазон ролей расширялся, распространяясь от Генделя до Чайковского (она пела Татьяну в молодости), от Пуччини до Рихарда Штрауса, которого называла своим любимым композитором.

По словам Натальи Троицкой, рано ушедшей от нас русской сопрано, близкой к Кабалье и ее семье, в голосе Монтсеррат было все: она могла звучать как маленькая девочка и как разъяренная тигрица, как пророчица и как обольстительная сирена.

Ей хватило дерзости выйти за пределы оперного поля и, поддавшись обаянию боготворившего ее Фредди Меркьюри, записать с ним изумительный по свежести альбом «Барселона». Это сейчас кроссовер стал общим местом, тогда рисковали немногие. Зато она пила шампанское. А ее именитым коллегам оставалось только ворчать.

Ее специфическая внешность придавала ее образу доступность и ощущение доброты, хотя она могла быть и величественной, как греческая статуя.

Она порой брала на себя столько обязательств, что не успевала выучить партию. Порой ей становилось плохо на сцене: она была не очень здоровым человеком.

В конце 70-х годов голос стал выказывать признаки упадка. В нем стали ощутимы возрастная «амальгамность» и напряжение на верхних тонах. Но ни тогда, ни позже она не решалась покинуть сцену, хотя публика и критика уже не были к ней так благосклонны, как прежде.

Это был поистине божественный вокальный инструмент. Голос большой и очень гибкий, необыкновенно подвижный и летучий, огромного диапазона и с фантастической динамической амплитудой. Ее контроль дыхания, мало с кем сравнимый, позволял ей петь бесконечно длинные фразы на одном дыхании. Уникальная особенность ее вокального инструмента – в необыкновенной легкости вокальной эмиссии: казалось, ей достаточно было только легкого выдоха, как ее голос начинал звучать и заполнять зал. Эти спонтанность и безусильность пения производили на публику гипнотическое воздействие. Особенно когда певица пользовалась своими несравненными фирменными pianissimi (очень тихими, но опертыми на дыхание звуками и фразами). Но и ее форте, подкрепленное «глотальными атаками» было не менее впечатляющим.

Она поразила Москву в 1974 году, приехав в составе труппы миланского театра Ла Скала и спев на сцене Большого театра заглавную партию в «Норме» Беллини. Спустя много лет после этого обросшего легендами триумфа ей подарили видеозапись этого спектакля (какие молодцы те, которые сделали ее в свое время!). Она мечтала иметь эту запись, так как считала эту Норму в Большом одним из высших своих достижений.

Кабалье сияла ярчайшей звездой на небосклоне оперы в те годы, когда он был «звездам числа нет». На одном лишь прощальном гала директора Метрополитен-оперы Рудольфа Бинга в 1972 году выступили Корелли, Сазерленд, Паваротти, Доминго, Леонтин Прайс, Биргит Нильсон, а надо помнить, что еще были Скотто, Френи, Риччарелли, де Лос Анхелес, Краус, Гедда, Каррерас и многие другие. Каково быть первой среди таких гигантов? Но Кабалье была. Известен случай, произошедший во время записи оперы Пуччини «Турандот», где великая Сазерленд пела титульную партию, а Кабалье – партию Лиу. Кабалье, восхищавшаяся коллегой, подарила Сазерленд букет цветов, в ответ на что услышала: «Букет для дивы?» На что она, ничуть не смутившись, парировала: «Букет от дивы».

К счастью, многие наши соотечественники также стали партнерами Кабалье. Великое русское меццо-сопрано Ирина Архипова пела с Кабалье неоднократно, в «Трубадуре» и «Бале-маскараде» Верди. Она рассказывала, как ее потряс голос великой испанки, когда она впервые услышала его вживую на репетиции «Трубадура» в Оранже. Это было просто неземное пение, которое пугало своим совершенством. Но Архипова в этом спектакле тоже была на своем творческом пике, и их ансамбль был незабываем (к счастью, этот спектакль снят как фильм). Не менее яркими событиями было партнерство Кабалье с нашими легендарными певцами Еленой Образцовой и Евгением Нестеренко.

Кабалье была и есть необыкновенно любима как в СССР, так и в России. Несмотря на изоляцию страны, виниловые пластинки выходили в СССР огромными тиражами, ее спектакли транслировались по телевидению, ее имя стало синонимом слова «бельканто».

Начиная с 1989 года она стала беспрерывно гастролировать по России. Причем не только в столицах.

Ее жажда петь почти до смертного рубежа была в чем-то необыкновенно трогательной. И как бы не складывалась ее артистическая судьба в поздний период ее жизни, ее пение в 60–70 годы надолго останется непреодолимым художественным эталоном прекрасного вокала как для нас, кто наяву, а не только в записи, слышал звучание ее голоса, так и для тех последующих поколений, для которых опера и живое пение будут что-то значить.

Прощай, сладкоголосая птица нашей юности, надеюсь, что правы те многие, кто уверен, что твой голос отныне солирует в небесном хоре… Дай Бог это когда-нибудь снова услышать!

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону