Первого декабря Борис Березовский и Московский государственный симфонический оркестр под управлением Ивана Рудина открывают Третий московский зимний музыкальный фестиваль «Зарядье». Это не первое их сотрудничество – в марте нынешнего года здесь же, в Зарядье, они исполнили Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Прокофьева и премьеру Четвертого фортепианного концерта Александра Чайковского, который композитор посвятил Ивану Рудину. В преддверии Зимнего фестиваля Дарья Гинкул (ДГ) поговорила с Борисом Березовским (ББ) о музыке П.И. Чайковского, роли солиста в концерте и планах на будущее.
ДГ Борис, знаю, что вы заядлый фестивальщик, сами руководите несколькими проектами. Чем вас привлекает этот формат?
ББ Да, я всегда за фестивали. В самом этом слове есть нечто праздничное, так что чем больше всяких фестивалей, тем лучше. Только если на них не ставят реквием, как это было в Екатеринбурге (смеется).
ДГ На открытии Зимнего фестиваля вам предстоит исполнить Второй фортепианный концерт Чайковского. По ряду причин он менее известен публике, чем Первый, впрочем, вы регулярно исполняете оба. Знаю, что вы вообще любите играть сочинения Чайковского. Какой из концертов вам больше интересен в исполнительском плане?
ББ Вы знаете, у него же есть еще Третий концерт, он просто по-другому называется. И вот есть три концерта Чайковского, и все они для меня идеальны. Играть любое сочинение Чайковского – изумительный опыт, поэтому мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Наверное – может быть, это клише, – любимый концерт для меня тот, который я в данный момент исполняю.
ДГ Существует мнение, что Чайковского исполнять неудобно, а что вы думаете?
ББ Самый неудобный композитор, на мой взгляд, Брамс, он очень сложно писал для рояля, уж не знаю, почему. Чайковский для меня более удобный. Хотя вот Николай Рубинштейн, например, который, по замыслу Чайковского, должен был сыграть премьеру его Первого концерта, отказался от этого, сочтя нотный текст неисполняемым. Но что действительно сложно, так это каденция в Третьем концерте. Практически все пианисты, которых я слышал, в этом месте начинают мазать.
ДГ Прямо как в «Мазепе» Листа.
ББ Да-да, только «Мазепа», надо сказать, намного легче.
ДГ Это, по вашему мнению, самая сложная каденция у Чайковского или вообще?
ББ Самая сложная вообще, это какой-то кошмар. Я, кажется, правда не слышал ни одного чистого ее исполнения. Чем-то мы ее заслужили. Во Втором концерте тоже очень, очень сложная каденция, но все же она легче.
ДГ Что для вас важно в работе с дирижерами и оркестрами?
ББ: Сама работа! Есть дирижеры, которые не слишком обращают внимание на солиста и не относятся всерьез к работе над произведением, где есть сольная партия. Для амбициозного дирижера часто главное в концерте не «дуэт-аккомпанемент», а симфония, которая будет во втором отделении. Для них любой солист, выражаясь музыкальным языком, – прелюдия к главному событию или попросту закуска к основному блюду. Я закуской быть не хочу.
ДГ Есть ли у вас творческие планы, которые вы бы хотели завершить до Нового года, и чего вы ждете от следующего?
ББ У меня, конечно, как и у любого творческого человека, огромные планы, над которыми я работаю. А уж получится ли выполнить, не знаю, – бог даст, парочка да осуществится.